Немного о реставрации.

6 Ноября 2010
Искусство реставрации – сложнейший, многоплановый процесс. Для того, чтобы осуществить реставрационные работы на высоком уровне, необходимо обладать узкоспециализированными навыками.

Highslide JS
Таким ты был.

Как говорят в народе «Встречают человека по одежке, провожают – по уму», так же и музыкальный инструмент – оценивают по внешним данным, а выбирают по звуковым характеристикам.

Классификацию проблем начнём с внешности инструмента, который зачастую пережил революции, войны, пожары; видны следы шашеля, коробления при нарушении технологического процесса при изготовлении на фабриках (чаще в 60-х годах ХХ столетия); нарушение правил эксплуатации – прямые солнечные лучи, следствие перепадов температуры, несоблюдение влажности в помещении.

Highslide JS
Результат.

Затем осмотр футора (составная часть корпуса фортепиано), который держит вместе с чугунной рамой нагрузку до 20 тонн. Эта часть практически в каждом немецком инструменте 60-х годов – Рёнише, Циммермане, Геере и т.д., требующая капитального ремонта. Следующая важная часть инструмента – дека – душа инструмента, то, что составляет подлинную ценность фортепиано. К больным местам относится отклеивание по периметру, расклеивание по фугам, сквозные трещины древесины деки, отклеивание рипок, штегов, потеря упругости купола деки, и следствие – превращение фортепиано в красивый немой предмет интерьера с кучей «нужных» штучек, вазочек, выставленных на нём, или чулан для складирования (даже картофеля).
Далее чугунная рама (не бронзовая, не золотая, чугунная рама!). Большой проблемой является скрытые трещины на шпрейцах, панцире рамы – следствие – отдельно расстроенные ноты (регистр). Если они видны (часто у рояля Бехштайн), то можно принимать решение о целесообразности и крупномасштабности реставрационных работ. От опорно-«недвигательной» системы переходим к тому, что находится внутри инструмента. Профессионально добравшись до механизма, сняв клавиатуру, мы видим многовековую, или за год иногда, «работу» проголодавшейся моли, добротно устроенные жилища мышей. Следствие – труха из польстера, флеек, друкшайб, затерявшиеся детские безделушки, марки, денежки разных времен, реже клады и «заначки».

Highslide JS
Механика.

К частым проблемам механизма относятся износ фильца молоточков, разбитость, коробление капсюлей узлов механизма, износ гарнировки механизма – сукна, войлока, лайки. Ржавчина штифторв, пружин, струн, призвуки.
Далее мы видим струнную одежку, которая со временем ржавеет, появляется элипсообразность, басовый ряд (навитых струн) теряет упругость навивки, следствие – глухое, тусклое звучание. Вот основные направления, по которым исследуешь проблемы при подходе к инструменту.
По клавиатуре и педалям можно судить как о работе пианиста, так и о его отношении к ниструменту. Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы увидев «поклёваность» клавиатуры, понять что кто-то играет с маникюром, или же по истиранию латунной педали понять об усердии пианиста или то, что инструмент побывал в красных уголках предприятия или воинской части.

Highslide JS
В ожидании.

Качание клавиши вправо-влево (разбитость капсюля) также свидетельствует об усердии пианиста, или аппетите моли.
Проблемы расстройки фортепиано, «странного» звучания, или незвучания, связаны и с качеством вирбельбанка (то, что держит с рамой и футуром нагрузку, строй инструмента). Т.к. стабильность настройки зависит от сцепки вирбелей (колков, на которых надеты струны) с древесиной вирбельбанка. Далее мы видим струнную одежку, которая со временем ржавеет, появляется элипсообразность, басовый ряд (навитых струн) теряет упругость навивки, следствие – глухое, тусклое звучание. Вот основные направления, по которым исследуешь проблемы при подходе к инструменту. Работа реставратора, сложна, уникальна, табуирована (ибо ооочень много профессиональных тайн и секретов), и требует тщательного и серьёзного отношения ко всему – от кожаного язычка бентика до общего дизайна, покрытия фортепиано, воссоздания, замены, адаптации механизма, реанимации деки, опорной конструкции, чугунной рамы, вирбельбанка, цвиковке и настройке и т.д. Все важно, т.к. это одна цепь процесса – реставрации фортепиано.
Более глубоко рассматривать, раскрывать таинства реставрации фортепиано буду в дальнейших статьях.

Ярослав Королев.
Ярослав Королев
pianoredona
+380679397249
pianoredona@gmail.com
Немного о реставрации