Средство от “выгорания”

6 Декабря 2017
В КФУ разработана и начинает реализовываться программа по профилактике профессионального выгорания педагогов.

Профессиональное выгорание – не пустые слова. Психологи уверяют, что основной причиной этого явления является необходимость сотрудника проявлять чувство заботы: врачу – о больном, преподавателю – об ученике, консультанту о клиенте.

В профессии учителя профессиональное выгорание неизбежно. Вопрос в том, когда оно наступает. Научиться определять синдромы эмоционального выгорания и грамотно справиться с проблемой поможет разработанная на кафедре педагогической психологии Института психологии и образования КФУ программа повышения квалификации для педагогов-психологов «Профилактика профессионального выгорания педагогических работников».

– Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их психическом здоровье, развитии и безопасности, учителя буквально «сгорают» на работе, – поделилась с журналистом один из разработчиков программы, доцент кафедры педагогической психологии ИПО Резеда Хусаинова, уже много лет занимающаяся изучением проблемы профессионального здоровья учителей Татарстана. – А как иначе? Ведь большая часть рабочего дня учителя протекает в напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода оказывают влияние на психическое и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение» и «выгорание».

По словам Резеды Мунировны, на сегодняшний день проведенные в различных странах исследования показывают, что профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление.


— Педагоги стремятся отрицать собственные психологические затруднения, – продолжает Резеда Мунировна. – Учителя любят и привыкли «быть сильными». Зачастую первые симптомы синдрома выгорания педагоги расценивают как признак собственной «слабости» и не обращаются за помощью к психологам.

А в это время отрицательно окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера негативных черт, разрушающих психическое здоровье.

— Серьезной проблеме современного образования, какой является эмоциональное выгорание педагогических работников, подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет с опытом работы в школах от 10 лет. У педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах», нарастает усталость, возникает равнодушие. И находящийся рядом с таким учителем ребенок, надеясь быть услышанным, понятым, но не встречая такой поддержки, тоже угасает.



Именно потому, что от психического состояния и здоровья педагога зависит и здоровье его воспитанников – наших детей, эта проблема требует повышенного к себе внимания со стороны психологов. Что и сделали ученые КФУ: на кафедре, возглавляемой профессором Ларисой Баяновой, была разработана программа курсов повышения квалификации, внесенная, кстати, в республиканский реестр дополнительных профессиональных программ на 2018 год.

– Программа рассчитана на 64 часа и построена таким образом, чтобы подготовить педагогов-психологов к овладению навыками предотвращения «профессионального выгорания» у педагогов и навыками разработки и применения системы социальных, психологических мероприятий для восстановления и сохранения их профессионального здоровья.

На занятиях будет проведен анализ собственных источников негативных переживаний на работе и выявлены ресурсы профессиональной деятельности. В качестве профилактики профессионального выгорания будут даны здоровьесберегающие технологии (техники управления психическим состоянием, управления временем и коммуникациями как основой профилактики эмоционального выгорания, а также музыко-, цвето-, телесная терапия), способствующие снятию и улучшению мышечного и эмоционального напряжения педагогов и формированию позитивного взаимоотношения в коллективе. Гештальт-терапевт проведет практические занятия на определение границ контакта. Не оставили без внимания мы и самих психологов: им будет предложена система самоподдержки в субъективно-сложных ситуациях контактирования, – поделилась Резеда Мунировна.

В 2018 году обучение по программе смогут пройти 25 психологов сферы образования, заинтересованных в расширении своих профессиональных компетенций через освоение здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности, а также использование их в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в школе.