Инновационные методы и подходы в профориентации подростков

8 Ноября 2012
В Москве состоялся круглый стол «Современная профориентация: вызовы времени, тенденции, подходы», организатором мероприятии выступила российская компания по профориентации подростков - Proekt PRO.
Тревожная статистика последних лет, когда более 60% молодых специалистов после окончания вуза работают не по специальности, по мнению участников круглого стола, красноречиво свидетельствует о том, что механизмы профориентации подростков в России слабо задействованы или работают неэффективно. Как показывает практика, решающим фактором при выборе профессии традиционно является мнение семьи, учителей, близкого окружения. Но родители, педагоги и даже школьные психологи не всегда компетентны, чтобы проводить профориентационную работу. По мнению Елены Пряжниковой - доктора психологических наук, профессора МГППУ: «Сегодня, в первую очередь, необходимо выстроить цельную, единую программу психолого-педагогического (организационно-педагогического) сопровождения профессионального и личностного самоопределения молодых людей. Где ведущее место должно быть отведено блоку информационно-просветительской работы. Нужно привлекать к сотрудничеству различные государственные ведомства, конкретные организации и предприятия, чтобы получать актуальные сведения о тенденциях на рынке труда и давать эту информацию школьникам, при этом не только просвещать, но и предоставлять возможность пробовать себя в различных видах будущей профессиональной деятельности. Другое узкое место – современное методологическое оснащение профориентационной работы. Необходимо внедрять новые методики, например, использовать активизирующие игровые технологии для профориентационной работы».
Продолжая данную мысль, автор и руководитель компании Proekt PRO Юлия Пасс представила один из инновационных форматов профориентационных мероприятий, внедренных компанией: «PROekt PRO разработана целая программа бизнес-игр, направленная на выявление навыков и индивидуальных особенностей ребенка для развития компетенций и профессиональной ориентации. Программа состоит из пяти игр: «Управление временем», «Управление деньгами», «Тактика переговоров», «Управлять целями, видеть возможности», «Начни свой бизнес. Управление ресурсами» и прививает навыки важные как в бизнесе или профессиональной деятельности, так и в других аспектах жизни. Это умение планировать время, ставить приоритеты, действовать в соответствии с намеченным планом, управлять бюджетами, оценивать финансовые результаты своих действий». Еще одна особенность бизнес-игр в том, что, по мнению Ю. Пасс, они максимально близко моделируют жизненные ситуации: ни в одной деловой игре нельзя полагаться на везение. Результат, как и в реальности, зависит от многих обстоятельств, в том числе и от стратегий других участников.
Говоря о системном подходе к вопросам профориентации, собравшиеся отмечали, что важно учитывать постоянно меняющиеся запросы рынка. По мнению Людмилы Тобулток – менеджера проекта компании Odgers Berndtson Russia: «Не достаточно помочь подростку просто понять, какие специальности ему наиболее близки. Необходимо также сориентировать его в том, какие отрасли в ближайшие 5 -10 лет будут испытывать потребность в специалистах. Чтоб подросток мог грамотно совместить свои профессиональные предпочтения и сферу их приложений». Современный рынок труда дает для этого широкое поле деятельности. Сегодня и в ближайшие 10-15 лет, по мнению Л. Тобулток, будут востребованы специалисты на стыке отраслей. Например, финансисты, которые хорошо разбираются в современных системах коммуникаций, или маркетологи, сведующие в интернет-технологиях и продвижении через интернет. Немало существует сфер деятельности, в которых специалисты будут востребованы практически всегда: потребительский рынок, добыча и переработка, медицина и экология. Также, все больше возникает потребность в профессионалах в таких новых для российского рынка областях, как, некоммерческие организации, эндаументы университетов, менеджмент образования (то есть люди, которые способны организовывать деятельность образовательного учреждения как «бизнес структуры»).
Гуля Кузьмина–pr директор PROekt PRO
Российская компания по профориентации подростков PROekt PRO
+7(906)783-98-58
gm-proektpro@mail.ru
www.proekt-pro.ru