Профессия: школьный учитель. Садовник для «цветов жизни»

10 Ноября 2011
Многие считают, что работать в школу идут одни альтруисты, ведь небольшая зарплата не компенсирует грандиозный труд преподавателя, перенесённые им многочисленные стрессы. Но, тем не менее, профессию педагога выбирает немало людей, которые признаются, что именно здесь они нашли своё место, которое помогло им не только реализоваться как личностям, но и стать очень счастливыми людьми.

По словам Валентины Леоновой, учителя математики МОУ «Лицей «Бизнес и информационные технологии», после выпуска из университета она не планировала идти в школу и попала туда случайно. «Моя преподавательская карьера началась с забавного случая. Помню, мне достался физкультурный класс, в котором были одни мальчишки. Когда начинался урок, они никак не могли успокоиться: шумели, болтали и совсем не замечали меня. В панике я не знала, что делать и как привлечь к себе их внимание. Тогда я встала на стул и вытянулась во весь рост. Класс увидел, что учитель себя как-то странно ведёт, и затих. В дальнейшем, чтобы я больше не прибегала к подобным действиям, они подарили мне свисток. Начинался урок – я свистела, и весь класс успокаивался. Вот таким методом я пользовалась неделю, пока мальчишки ко мне не привыкли».
Для Юлии Мохнаревой, учителя музыки МОУ «Гимназия ¹ 26», школа не только стала любимым местом работы, но и дала возможность творчески реализоваться. «После окончания училища какое-то время я трудилась в области культуры, – вспоминает Юлия. – Но потом решила: почему бы не попробовать себя в качестве преподавателя? Меня привлекли большое поле для творчества и замечательный коллектив. Вместе с моими учениками мы постоянно участвуем в городских и общероссийских фестивалях, занимаем призовые места. Мне приятно, что обучаясь музыке в школе, мои ребята не бросают её, а продолжают ею увлекаться. Один из моих выпускников сейчас сам обучает желающих».
Найти общий язык
На учителе лежит большая ответственность, ведь он формирует наше будущее поколение и воспитывает «цветы жизни» – наших детей. По единодушному мнению большинства школьных преподавателей, главное – это любить и понимать их, в этом 99% успеха. «Надо признаться, что педагогу приходится работать с самыми разными ребятами, – объясняет Рамиля Нуриева, учитель начальных классов МОУ «Гимназия ¹ 75». – Не все из них спокойные и воспитанные, иногда попадаются по-настоящему тяжёлые дети. Был мальчик, который поначалу меня совсем не слушался и никак не реагировал на мои замечания. Тогда я решила попытаться найти с ним общий язык и спросила у его мамы, что он любит. Она ответила, что её сыну нравится разговаривать со взрослыми людьми. Я взяла это на вооружение и стала общаться с этим ребёнком после уроков, пытаться завоевать его доверие и уважение. И вы знаете, первого сентября он сразу подошёл ко мне, обнял и сказал: «Как я по вам соскучился!» Теперь он стал спокойнее и послушнее».
Артист, психолог
и чуткий друг
Для каждого учителя важно не только быть компетентным в своей области специалистом, но и быть наставником, воспитателем, который сможет показывать детям пример. «Я никогда не кричу на своих ребят, не оскорбляю и даже не позволяю себе повысить на них голос, – признаётся Валентина Леонова. – Ведь они такие ранимые, их и так обхамят в куче разных мест – в транспорте, на улице, где-нибудь ещё. Так пусть хотя бы в школе детям будет спокойно и комфортно». «Мне кажется, что педагог – это в каком-то роде артист, – говорит Рамиля Нуриева. – Заходя в класс, он всегда должен улыбаться, несмотря на то, что на душе у него могут скрести кошки. Но дети должны понять, что учитель рад их видеть». Для Валентины Леоновой всегда важны не только школьные успехи своих учеников, но и их душевный комфорт: если ребёнку нужна помощь, преподаватель всегда должен быть готов выслушать и посодействовать ему. «У меня был случай, когда один мальчик, который хорошо учился, вдруг стал получать плохие оценки. Он стал от этого злиться, вступать с окружа­ющими в конфликты. Как-то я подошла к нему и спросила, не беспокоит ли его что-нибудь? И представляете, этот парень-девятиклассник расплакался передо мной и рассказал, что у него разводятся родители. Он так переживал, что не мог нормально учиться. Я выслушала его и предложила готовиться к урокам в школе после занятий. И тогда его учёба опять пошла на лад».
Сколько же у меня детей?
«В нашей профессии никуда без самообразования, – утверждает Юлия Мохнарева. – Вокруг появляются всё новые и новые веяния, и мы должны идти за ними вперёд и не останавливаться».
Для Рамили Нуриевой в профессии учителя одна из самых больших ценностей – это общение с детьми. «Я не только сама даю им знания, но и учусь вместе с ними. Например, я не знаю многих новшеств в компьютерной технике, и ребята помогают мне разобраться в ней. А ещё мы постоянно общаемся, они рассказывают мне про свои увлечения, приносят диски с мультфильмами. И несмотря на то, что учитель в какие-то моменты должен быть строг и требовать беспрекословного послушания, я стремлюсь к тому, чтобы я и мои дети были хорошими друзьями». Многие учителя, несмотря на сложность своей профессии, считают её благодарной и способной дать настоящее счастье. «Мои ученики приносят мне множество положительных эмоций, и я считаю их своими собственными детьми. Знаете, бывают такие случаи, когда в анкете нужно заполнить графу «Сколько у вас детей?» И я в какой-то момент даже теряюсь: «Ой, правда, сколько же их у меня?», потому что всех своих учеников я воспринимаю как родных».
Екатерина Шишикина
Источник: http://www.hr54.ru/
Контакт: Анна Иванова, tries@tries-nsk.ru
Екатерина Шишикина