Две «Дюны»: Стимпанк против британской сдержанности

20 Января 2016
Практически сразу же после выхода первая книга цикла «Дюна» Фрэнка Герберта, как и все последующие, стала одним из лучших произведений жанра фантастики. И как любой масштабный произведение, отражающее весь мир со своей культурой, стилистикой и философией, «Дюну» снять удачно оказалось делом непосильным и по сегодняшний день.


Впрочем, многие знакомы с этой историей именно через кино. На сегодняшний день снято две версии «Дюны». Первую представил зрителям одиозный режиссер Дэвид Линч, а другой в виде двух частей (иногда разбитых на эпизоды мини-сериал) выпустили британские продюсеры. Эта рецензия для тех, кто меня спрашивает: «Так какую же« Дюну »лучше посмотреть?». Сказать, что одна считается лучше другой, невозможно, потому что фильмы действительно разные.


Почему «Дюну» считают культовой?

Сначала стоит сказать пару слов для тех, кто не читал книги и не смотрел ни один из этих фильмов. Достаточно трудно передать несколькими предложениями всю глубину, заложенную в этот цикл, и все же. Итак, Фрэнк Герберт придумал мир будущего, в котором люди расселились по всей Галактике и в своем технологическом развитии дошли до такой точки, что машины, которые выполняют все их желания, в буквальном смысле поработили их. Человечество, дошло до состояния отупел животные, внезапно словно проснулось от спячки и стало бороться за новый виток развития - так возник Бутлерианский джихад, в ходе которого люди уничтожили все «умные» технологии, оставив только самые простые механизм и электронику для бытовых и транспортных потребностей, запретив любые высокотехнологичные изобретения. С другой стороны, люди стали развивать свои внутренние качества. Например, вместо компьютеров появляются особые люди, ментат, которые могут проводить расчеты с той же скоростью и точностью, что и машины.

И однажды человечество открыло для себя особое вещество, которое было несколько необычных свойств: прежде всего, она продолжала жизни и работала, как бы мы могли сказать, на расширение сознания. Благодаря предвидению, возникающее от потребления этого вещества, космические навигаторы могут перемещать корабли из одной точки Вселенной в другую, «сворачивая» пространство. Что-то среднее между лекарством и наркотиком, оно получило название «пряность» (русский переводчики до сих пор бьются, как удачно передать содержание, некоторые настаивать не термине «спайс», другие - на «меланж»). Это вещество есть только на одной планете Арракис, или Дюне, которую населяют не только племена свободных людей, фременов, но и гигантские черви, непосредственно связанные с появлением пряности. Говорят, кто правит Арракис - тот правит Вселенной.

Неслучайно на эту планету вместе со своим отцом-герцогом, которого коварный император поставил управлять добычей пряности, попадает необычный мальчик Пол Атрейдис. Он - продукт целой генетической программы женского ордена Бене Гесерит, целью которой является рождение сверхчеловека, существа высоких интеллектуальных и духовных способностей. Дальнейшие события не вписываются в планы заботливых сестер, сам Пол становится не только провидцем, но и всезнающим императором Вселенной, а также закладывает основу целого рода «преднарожденних» - людей, имеющих всеведение еще в утробе матери. Кроме того, он стал носителем нового, теперь уже духовного джихада. В этом цикле есть все: динамические и непредсказуемые сюжетные повороты, показ безграничности человеческих возможностей, синтез множества культур от ближневосточной к европейской, глубокие философские подходы к рассмотрению смысла человеческой жизни, а главное - показ всего мира будущего, непохожего на все придуманные миры до и после .


Стильная, но измененная «Дюна» Линча

Нет ничего удивительного в том, что большой любитель необычных историй и мистики Дэвид Линч обратил внимание на эту книгу. На сегодня в интернете доступны две версии его «Дюны». Первую, которую теперь называют режиссерской, более полную, так как имеет больший хронометраж и подробнее объясняет определенные моменты, зритель сначала не увидел. В прокат в 1984 году вышел урезанный вариант, который людям, не знакомым с творчеством Герберта, показался слишком сюрреалистическим и непонятным. А вот те, кто читал оригинал, и совсем обиделись на Линча за слишком вольную трактовку и сюжета и мифологии «Дюны». В частности, в его фильме процесс получения «воды жизни» из желчи новорожденного червя не поясняется, есть только слова Пола как раскрыт факт, что черви - и есть пряность. Тем самым Линч просто «отодвинул» шикарную идею автора, демонстрирует поистине необычный процесс жизни на Арракис, в результате которого и появляются эти песчаные гиганты. Еще одно вольная трактовка Линча - это секретный вид боя от Атрейдисив. Если у Герберта это был синтез восточных единоборств, йоги (как ее назвал Герберт, тренировки прана-бинду) и контроля над разумом, Линч же упростил все к устройству управления звуком («модули звука»), которые вибрацией могут разрывать объекты. Немного скучно, не так ли? Скорее всего, такие вольности упирались в невозможность передачи тогдашними возможностями кинематографа передать все, что придумал и описал автор книги.

Главным преимуществом этого фильма есть стиль. Весь современный стимпанк еще черпает идеи костюмов, антуража и интерьеров с Линчевская «Дюны». Что уж говорить, если весь «дизайн» некромонгеров из «Хроник Риддика» в обновленном виде копирует образы сардаукарив и солдат Харконнен. Без стыда был «слизан» даже персонаж, заточенный в костюм вроде акваланга и способен сканировать пространство - в «Хрониках Риддика» он обновление лишь в том, что работает как тепловизор. И космические корабли некромонгеров сильно напоминают судна Атрейдисив и Харконнен, а также комбайны по сбору пряности.

Кажется, даже для самого Линча неожиданным оказалась удача и в подборе актеров. Он, пытаясь сэкономить, взял на ключевые роли тогда еще никому не известных актеров, включая Кайла МакЛахлан, которого режиссер окончательно сделал звездой, пригласив в легендарный «Твин Пикс». Впрочем, здесь верные поклонники Фрэнка Герберта могут не согласиться, ведь Пол в книге был всего лишь подростком, а МакЛахлан показал Пола взрослым человеком, но это опять вина режиссера, переиначил книгу на свой лад. Как бы там ни было, но фильм в прокате провалился, собрав в США всего 27000000 долларов при бюджете в 42 миллиона. Сам Дэвид Линч объяснил неудачу тем, что окончательная версия фильма была подготовлена без его участия.


Несколько интересных фактов:

- Фильм Дюна задумывался продюсером Дино де Лаурентис как ответ на «Звездные войны» Джорджа Лукаса. К Дэвида Линча проект «Дюны» существовал у режиссера Алехандро Ходоровского. Тот даже хотел привлечь к работе над фильмом группу «Пинк Флойд» и художника Сальвадора Дали - готовил ему роль Императора. Кстати, а сам Линч отказался от предложенного ему кресла режиссера «Звездных войн, эпизода VI: Возвращение Джедая», потому что был занят работой над «Дюной».

- В конце фильма идет дождь. Это никак не вяжется со всем смысловым нагрузкой фильма - ведь по сути это уничтожит червей и пряность, а значит - положит конец цивилизации. Задачей Пола был контроль пряности только возможностью ее уничтожения.

- Пустынями Арракис стали пески пустыни Самалаюка рядом с городом Хуарес в Мексике. Бригада из местных рабочих два месяца расчищала площадку для съемок от мусора и сухих кустарников.

- Некоторые визуальные и эстетические вольности в фильме не имеют корней в романе. Например, Преподобные Матери бреют свои головы, а в ментат растут густые брови.
Антон
KinoSpace
antono@rambler.ru
KinoSpace