Творчество в спорте

23 Декабря 2011
Чтобы окончательно установить, может спортсмен быть: 1) приравнен к художнику или 2) считаться разновидностью типа художника, т. е. можно ли рассматривать слова «спортсмен» и «художник» как синонимы (подобно являющимся близкими по смыслу понятиям «танцор» и «художник»- «музыкант» и «художник»), необходимо подвергнуть анализу компоненты, общие для них. Один из таких компонентов—творчество.
Возможный метод анализа состоит в том, чтобы взять условия, характеризующиеся временем и пространством, и, приложив их к спорту, задаться вопросом, насколько творчески ведет себя в них спортсмен.
Поле, корт или ринг, в границах которого должна проходить игра, ограничивает спортсмена такими же четкими пределами, как сцена—драматического актера. В командных видах спорта атлет должен действовать в жестких и в то же время более свободных пределах. Отличает спортсмена от актера то, что от первого требуется продемонстрировать силу, скорость и прочие физические компоненты потенциальных возможностей человека. Правила игры (прежде всего технические предписания) и социально-моральные факторы во многом ограничивают спортсмена, подобно тому как художника ставят в определенные рамки, в частности, особенности используемого им материала (холст, дерево, поверхность стены, цветовая гамма красок или элементы коллажа). Возможность творчества при ограничительном характере спорта прокомментировал Купфер (1975): 
В пределах правил, определяющих ход игры, и в четких пространственно-временных границах от спортсменов требуется новаторское использование своих талантов. Спорт воспитывает и делает более утонченной способность человека импровизировать под гнетом стрессовой ситуации.
Вопрос, кто—спортсмен или актер — «свободнее» в своем искусстве, остается открытым для дискуссии.
Когда какого-либо спортсмена называют «художником», нередко имеют в виду мастерство его игры, совершенную функциональную эффективность его стратегии и отдельных движений, а также эстетические моменты его выступлений (Рейд, в «Хрестоматии по эстетике спорта» Уайтинга и Мастерсона, 1974). Рейд утверждает, что процесс создания прекрасного в движении может и не быть искусством (различая, таким образом, искусство и эстетическое намерение) и что стратегию не следует смешивать с искусством. Точно так же мастерство—это не обязательно искусство, но любое искусство требует мастерства. Подобная дискуссия основана на сегодняшней ситуации, поскольку исходит из того, какое место на шкале ценностей культуры сейчас отводится спортивным играм. Древние греки считали атлетов художниками, и в будущем к спортсменам снова будут относиться как к художникам. Убеждение Рейда в том, что целью игры является победа в ней, еще раз доказывает узость его точки зрения. Да и сам Рейд делает оговорку:
Есть несколько видов спорта: прыжки в воду, синхронное плавание, фигурное катание, виды гимнастики,—в которых обнаруживается (хотя бы на первый взгляд) основание назвать их артистичными. Чтобы это звучало не так определенно, скажем, что они являются сложносоставными видами деятельности: частично спортом с конкретной целью, которую ставят перед собой спортсмены, частично искусством, где в качестве выразительного средства используется человеческое тело, которое допускает (или требует) некоторую индивидуальную свободу творчества.
А как же быть с творцами стратегии игры? Некоторые капитаны команд славятся своими творческими возможностями, поскольку умеют быстро оценивать способности соперников и вырабатывать стратегию успешной контригры. Разве мы не можем сказать, что подобный лидер Обладает чертами художника, что, планируя развитие
игры, он демонстрирует свои творческие способности? Рейд рассматривает вопрос только с точки зрения спортсмена-солиста. Он замечает, что, хотя спортсмен ограничен рамками правил, «он свободен придать своим движениям выразительные формы, созданные им самим и обладающие эстетическим значением». Он имеет в виду в основном, что спортсмены, выступающие в таких индивидуальных видах спорта, как гимнастика, фигурное катание и прыжки в воду, обладают большими художественными возможностями, чем спортсмены, занимающиеся командными видами спорта. Изучающие эстетику спорта вправе согласиться или не согласиться с этим, утверждением, но они должны знать об обеих, не схожих между собой точках зрения.
Авангард
Спорткомплекс Авангард
Украина, город Киев,улица Мельникова, д. 48 время работы: ежедн. 6:00-24:00 Спортивные школы +38 (44) 483-24-97 +38 (44) 483-34-88
avangardsport@ukr.net
Баскетбольный зал