«Спорт выразительной формы» — гимнастика

23 Декабря 2011
Рассматривая спорт как прекрасное, можно полагать, что он полнее впитывает в себя красоту природы, чем красоту искусства. Чтобы проверить правильность этого заключения, следует обратиться к тем видам спорта, где важную роль играет изобразительность. Прыжки в воду и гимнастика особенно требуют выполнения упражнений в соответствии с предписанными ограничениями. Каждая фигура в прыжках в воду, как и каждое гимнастическое упражнение, имеет свое название, квалифицируется в соответствии с категориями трудности, и участники соревнований должны выдержать установленные условия. Спортсмен свободен только в отборе заранее известных упражнений и в объединении их в композицию (это он и делает, чтобы получить максимально возможный балл), которая несет в себе эстетический компонент, основанный на изобразительности. Следовательно, прыгун в воду или гимнаст использует природу в соответствии с определенными требованиями, выработанными человеком. Так, при прыжках в воду спортсмен нарушает законы гравитации и одновременно демонстрирует мастерство четко рассчитанных движений во вращениях, изгибах, акробатических фигурах.
Камилла Браун и Розалинда Кассиди в гимнастике используют термин С. Лангер «выразительная форма» подобно тому, как этот термин применяется к танцам. Для Браун и Кассиди только лишь «организованное», или «выстроенное», движение даже в исполнении прекрасного гимнаста не является «выразительной формой» и воспринимается ими как часть движения «конкретного физического тела в пространстве». Они поддерживают мнение, что художественное в гимнастике принадлежит искусству, а не природе.
Утверждение, что гимнастика—вид спорта, который претендует на эстетическое содержание, основано на ее 200-летнем опыте. Пер Хенрик Линг (1776—1839), известный как «отец современной гимнастики», с самого начала подразделил ее на четыре вида: педагогическую, военную, врачебную и эстетическую. Согласно Лингу, цель эстетической гимнастики—выражение мыслей и чувств с помощью движений, которые, кроме того, должны быть привлекательны для глаза. Линг (он был также известным в Швеции поэтом) вложил в самовыражение посредством физических упражнений всю свою симпатию к эстетике Баумгартена и немецких поэтов-философов. Больше того, Линг хотел, чтобы его идея эстетической гимнастики повлияла на все формы гимнастических упражнений. Он считал, что забвение эстетики будет означать конец гимнастики как таковой.
Утверждения, что гимнастика обладает эстетическим содержанием, исходят не только от гимнастов и энтузиастов этого вида спорта, но делаются на официальном и международном уровнях. Многие критерии, которые традиционно применяются для понимания искусств (пластических и исполнительских), оказываются весьма полезными для понимания эстетического совершенства движений человека. Но в то же время существуют параметры, применимые для толкования эстетики движений именно в спорте. Сконцентрировав в этой связи внимание на гимнастике и попытавшись выделить подходящие для нее эстетические критерии, можно определить различия в эстетической природе, существующие между исполнительскими искусствами (балет) и спортом (гимнастика).
Еще древние греки описывали достоинства физических упражнений такими терминами, как «красота», «изящество», «гармоничность», «элегантность», «естественность». Однако лишь недавно была осознана необходимость в более четком понимании этих терминов при характеристике физических упражнений и, что еще более важно, эстетические компоненты, или «элементы художественного творчества», в движениях человека стали предметом изучения, а преподаватели стали обращать внимание учащихся на красоту спорта.
Изучение эстетического содержания гимнастики требует трех допущений. Первое: в ритме и движении человек черпает физическое и моральное наслаждение. Второе: это наслаждение становится тем острее, чем совершеннее ритм и движение. Третье: нельзя согласиться с широко распространенным мнением, что, поскольку понятие о красоте у каждого свое, попытки объективных оценок лишены смысла. Напротив, искусствоведы и поклонники прекрасного могут прийти и приходят к единому мнению об эстетической ценности различных произведений искусства, будь то живопись, скульптура, музыка, поэзия или проза. Существуют важные и всем известные свойства, легко определяемые для каждой из сфер эстетической деятельности.
Одно из таких свойств, целиком основанное на его эстетическом толковании, Гретхен Доусинг (1975) предложила назвать амплитудой движения, имея в виду «выполнение любого элемента в полном объеме и наилучшим образом».
Так, в стойке на руках амплитуда проявляется в большей степени, если гимнаст сохраняет вертикальную, а не изогнутую позу. При этом уменьшается эффект чрезмерного усилия и равновесие тела показывается в чистом виде. Отточенность движений и напряженность тела без видимого перенапряжения также помогают лучше понять, что такое амплитуда, которая приходит к гимнасту только после того, как он достиг высочайшего уровня в основах мастерства (умении выполнять прогибы, шпагаты, кувырки, пробежки и прыжки). Поэтому амплитуду можно определить как эстетическое совершенство, которого добивается гимнаст путем наиболее полного постижения своего вида спорта.
Авангард
Спорткомплекс Авангард
Украина, город Киев,улица Мельникова, д. 48 время работы: ежедн. 6:00-24:00 Спортивные школы +38 (44) 483-24-97 +38 (44) 483-34-88
avangardsport@ukr.net
Гимнастический зал аренда