Уравновешенность в спорте
23 Декабря 2011
Когда такой известный американский футболист, как Берт Старр, говорит о своем сопернике: «в то воскресенье он показал немалую выдержку», при этом имеется в виду в равной степени и психическая уравновешенность спортсмена, и его физические возможности. Гросс и Стоун (1964) пишут, что «индивидуальная уравновешенность спортсмена зависит от того, насколько он способен управлять самим собой и ситуацией; любое нарушение самоконтроля снижает возможности спортсмена и приводит к неудаче». Умение сохранить уравновешенность в сложной игровой ситуации, особенно в непривычных условиях, создает волнующее и красивое зрелище. «Звезда» баскетбола Уиллис Рид (журнал «Лук», 6 апреля 1971 г.) сказал:
Когда охотишься в лесу, для того, чтобы перехитрить лося или медведя, нужны смекалка, терпение. Ведь ты находишься на его территории. Подобное же чувство возникает, когда мне находящемуся в невыгодном положении, все же удается переиграть соперника.
Анализируя ситуации замешательства в спорте, Гросс и Стоун (1964) связывают их со следующими факторами: пространство, спортивная среда, спортивный инвентарь, спортивная форма и само тело спортсмена. Уместно воспользоваться этим подходом и в оценке уравновешенности как одного из элементов, характеризующих красоту в спорте.
Рассматривая природу спортивного пространства (боксерского ринга, футбольного поля, беговой дорожки), мы обращаем внимание на границы, в которых разворачивается любое спортивное состязание. Зачастую эти границы точно определены, но иногда они лишь подразумеваются. Так, существует четкое ограничение в легкой атлетике: в беге на определенные дистанции нельзя занимать чужую беговую дорожку. Точные (нанесенные) границы всегда фиксируются в своде правил данного вида спорта. На поле для американского или европейского футбола, бейсбольной площадке, любой другой крупной спортивной арене в пределах очерченных разметкой границ существуют еще и позиционные зоны, не имеющие четких пределов, но всеми принимаемые во внимание. Защитник, подключающийся к атаке (хоккей, европейский футбол), нарушает условное пространство, которым ограничивается его роль на спортивной площадке. При этом, если подключение удачно, он показывает красивую игру, а если нет—он только все портит. Умение сохранить уравновешенность, даже проигрывая,— элемент красоты в спорте. Пространство, очерченное психологически, во многом совпадает, как это предполагают Гросс и Стоун, с границами физического пространства. Например, границы хоккейной площадки таковы, что нередко вызывают столкновения хоккеистов у борта, однако далеко не всегда при этом у хоккеиста, которого атаковали, возникает чувство, что были нарушены границы его психологического пространства. Если все же происходит потасовка между спортсменами, значит, хоккеист истолковал действия соперника как нарушение своих прав на пространство в психологически очерченных границах. Пытаясь отстоять или вернуть это пространство, он утрачивает уравновешенность.
В горнолыжном спорте, особенно в слаломе, жесткость наста и температура воздуха могут предъявить к спортсменам неожиданные требования, заставить их изменить режим скорости. Известны слова Билли Кидда: «Побеждает чаще всего тот, кто лучше приспосабливается к меняющимся условиям».
Трасса автогонок тщательно проверяется и очищается перед стартом, потому что при огромных скоростях машин любой пустяк на дистанции может стать причиной несчастья. Пространство для автогонщика начинается с машины, за рулем которой он находится, но в то же время оно—часть его самого. Реакцию гонщика на такую опасность, как потеря управления на дистанции, описывает Брюс Макларен (журнал «Лайф», 7 августа 1970 г.):
Попав в трудную ситуацию или предвидя ее, вы делаете две вещи: отдаете себе отчет в том, что вами овладевает страх, и избавляетесь от него. Затем, если вашу машину выносит за пределы трассы, вы стараетесь направить ее в наиболее приемлемую точку—например, между деревьями, а не в дерево. После этого вы концентрируете внимание на управлении автомобилем, причем не обязательно тормозите, поскольку при резком нажатии на тормоза заклинивает колеса, и вы уже не можете контролировать машину. Кроме того, что еще важнее, вам нужно суметь повернуть. Все это часть мастерства автогонщика.
Уравновешенность, которую в этих условиях вынужден демонстрировать спортсмен, одновременно отделяет его от машины и объединяет с ней. Спортсмен потерю контроля над машиной должен компенсировать быстрыми и точными действиями из арсенала средств, которыми он располагает на крайний случай. Автогонщик не может рассчитывать на слепую удачу, и успех, венчающий его действия, демонстрирует красоту его мастерства.
Спортивная среда. В боксе, например, тот спортсмен, который использует ограничивающие ринг канаты, обращает спортивную среду в союзницу и, следовательно, усиливает свою уравновешенность, тем более если делает это красиво. Однако чаще боксер, который вынужден опереться на канаты, утрачивает уравновешенность и, пусть временно, красоту бойца. Иллюстрацией красоты спорта в наиболее общем виде, появляющейся благодаря удачному использованию пространства и спортивной среды, может служить прыжок бейсболиста в зачетную зону, при котором он успевает коснуться ее ногами, прежде чем инерция вынесет его за пределы этой зоны. Переменчивость погоды, проливной дождь, сильный ветер и другие климатические факторы—непредсказуемые элементы спортивной среды.
От спортивной среды следует отличать спортивное снаряжение. Это все спортивные принадлежности (кроме спортивной одежды —формы). Например, разметка футбольного поля — элемент спортивной среды, а мяч — снаряжения. В парусном спорте яхта—снаряжение, а ветер и состояние водной поверхности—спортивная среда. Снаряжение может помочь спортсмену сохранить уравновешенность, если он не справляется с условиями, которые диктует спортивная среда. Показателен пример выступления Роберта Сигрена на XX Олимпийских играх 1972 г., когда необходимость использовать стандартный шест, во-первых, привела его в состояние растерянности—шест не соответствовал его технике, и, во-вторых, он все-таки прыгнул с этим шестом, чтобы... выразить перед судьями свое недовольство. И в том и в другом проявлении уравновешенность изменила спортсмену— впрочем, после того как он потерял самообладание во время спортивного выступления, ему уже нечего было терять.
То, как спортсмен чувствует себя в спортивной одежде, имеет важное значение для его самообладания. Команды одеваются в разную форму, что дает возможность отличать игроков друг от друга, и, кроме того, цвет дополняет красоту игры. Но когда две команды английских регбистов играют на грязном поле, их отличительные знаки исчезают, залепленные грязью. Частично теряется возможность визуальной коммуникации игроков, и качество игры ухудшается из-за этого в не меньшей степени, чем за счет условий «тяжелого поля». Особенно тщательно относятся к своей одежде игроки в гольф, а любители верховой езды имеют свод четких правил по поводу своего гардероба. Перед началом футбольных и боксерских состязаний судьи проверяют шипы на бутсах и шнуровку перчаток.
Наконец, уравновешенность спортсмена и его тело. Полный контроль над своим телом и готовность к действию естественны для атлета. Мы называем атлетическим телосложение, при котором хорошо развитая мускулатура подчеркивается осанкой. В плане спортивном уравновешенность тела—это черта, неизменно характеризующая хорошее выступление. В случае, когда вступают в единоборство два хороших спортсмена, тот из них, кто обладает лучшей уравновешенностью тела, одержит верх. Превосходную телесную уравновешенность мы называем красотой на спортивной арене.
Когда охотишься в лесу, для того, чтобы перехитрить лося или медведя, нужны смекалка, терпение. Ведь ты находишься на его территории. Подобное же чувство возникает, когда мне находящемуся в невыгодном положении, все же удается переиграть соперника.
Анализируя ситуации замешательства в спорте, Гросс и Стоун (1964) связывают их со следующими факторами: пространство, спортивная среда, спортивный инвентарь, спортивная форма и само тело спортсмена. Уместно воспользоваться этим подходом и в оценке уравновешенности как одного из элементов, характеризующих красоту в спорте.
Рассматривая природу спортивного пространства (боксерского ринга, футбольного поля, беговой дорожки), мы обращаем внимание на границы, в которых разворачивается любое спортивное состязание. Зачастую эти границы точно определены, но иногда они лишь подразумеваются. Так, существует четкое ограничение в легкой атлетике: в беге на определенные дистанции нельзя занимать чужую беговую дорожку. Точные (нанесенные) границы всегда фиксируются в своде правил данного вида спорта. На поле для американского или европейского футбола, бейсбольной площадке, любой другой крупной спортивной арене в пределах очерченных разметкой границ существуют еще и позиционные зоны, не имеющие четких пределов, но всеми принимаемые во внимание. Защитник, подключающийся к атаке (хоккей, европейский футбол), нарушает условное пространство, которым ограничивается его роль на спортивной площадке. При этом, если подключение удачно, он показывает красивую игру, а если нет—он только все портит. Умение сохранить уравновешенность, даже проигрывая,— элемент красоты в спорте. Пространство, очерченное психологически, во многом совпадает, как это предполагают Гросс и Стоун, с границами физического пространства. Например, границы хоккейной площадки таковы, что нередко вызывают столкновения хоккеистов у борта, однако далеко не всегда при этом у хоккеиста, которого атаковали, возникает чувство, что были нарушены границы его психологического пространства. Если все же происходит потасовка между спортсменами, значит, хоккеист истолковал действия соперника как нарушение своих прав на пространство в психологически очерченных границах. Пытаясь отстоять или вернуть это пространство, он утрачивает уравновешенность.
В горнолыжном спорте, особенно в слаломе, жесткость наста и температура воздуха могут предъявить к спортсменам неожиданные требования, заставить их изменить режим скорости. Известны слова Билли Кидда: «Побеждает чаще всего тот, кто лучше приспосабливается к меняющимся условиям».
Трасса автогонок тщательно проверяется и очищается перед стартом, потому что при огромных скоростях машин любой пустяк на дистанции может стать причиной несчастья. Пространство для автогонщика начинается с машины, за рулем которой он находится, но в то же время оно—часть его самого. Реакцию гонщика на такую опасность, как потеря управления на дистанции, описывает Брюс Макларен (журнал «Лайф», 7 августа 1970 г.):
Попав в трудную ситуацию или предвидя ее, вы делаете две вещи: отдаете себе отчет в том, что вами овладевает страх, и избавляетесь от него. Затем, если вашу машину выносит за пределы трассы, вы стараетесь направить ее в наиболее приемлемую точку—например, между деревьями, а не в дерево. После этого вы концентрируете внимание на управлении автомобилем, причем не обязательно тормозите, поскольку при резком нажатии на тормоза заклинивает колеса, и вы уже не можете контролировать машину. Кроме того, что еще важнее, вам нужно суметь повернуть. Все это часть мастерства автогонщика.
Уравновешенность, которую в этих условиях вынужден демонстрировать спортсмен, одновременно отделяет его от машины и объединяет с ней. Спортсмен потерю контроля над машиной должен компенсировать быстрыми и точными действиями из арсенала средств, которыми он располагает на крайний случай. Автогонщик не может рассчитывать на слепую удачу, и успех, венчающий его действия, демонстрирует красоту его мастерства.
Спортивная среда. В боксе, например, тот спортсмен, который использует ограничивающие ринг канаты, обращает спортивную среду в союзницу и, следовательно, усиливает свою уравновешенность, тем более если делает это красиво. Однако чаще боксер, который вынужден опереться на канаты, утрачивает уравновешенность и, пусть временно, красоту бойца. Иллюстрацией красоты спорта в наиболее общем виде, появляющейся благодаря удачному использованию пространства и спортивной среды, может служить прыжок бейсболиста в зачетную зону, при котором он успевает коснуться ее ногами, прежде чем инерция вынесет его за пределы этой зоны. Переменчивость погоды, проливной дождь, сильный ветер и другие климатические факторы—непредсказуемые элементы спортивной среды.
От спортивной среды следует отличать спортивное снаряжение. Это все спортивные принадлежности (кроме спортивной одежды —формы). Например, разметка футбольного поля — элемент спортивной среды, а мяч — снаряжения. В парусном спорте яхта—снаряжение, а ветер и состояние водной поверхности—спортивная среда. Снаряжение может помочь спортсмену сохранить уравновешенность, если он не справляется с условиями, которые диктует спортивная среда. Показателен пример выступления Роберта Сигрена на XX Олимпийских играх 1972 г., когда необходимость использовать стандартный шест, во-первых, привела его в состояние растерянности—шест не соответствовал его технике, и, во-вторых, он все-таки прыгнул с этим шестом, чтобы... выразить перед судьями свое недовольство. И в том и в другом проявлении уравновешенность изменила спортсмену— впрочем, после того как он потерял самообладание во время спортивного выступления, ему уже нечего было терять.
То, как спортсмен чувствует себя в спортивной одежде, имеет важное значение для его самообладания. Команды одеваются в разную форму, что дает возможность отличать игроков друг от друга, и, кроме того, цвет дополняет красоту игры. Но когда две команды английских регбистов играют на грязном поле, их отличительные знаки исчезают, залепленные грязью. Частично теряется возможность визуальной коммуникации игроков, и качество игры ухудшается из-за этого в не меньшей степени, чем за счет условий «тяжелого поля». Особенно тщательно относятся к своей одежде игроки в гольф, а любители верховой езды имеют свод четких правил по поводу своего гардероба. Перед началом футбольных и боксерских состязаний судьи проверяют шипы на бутсах и шнуровку перчаток.
Наконец, уравновешенность спортсмена и его тело. Полный контроль над своим телом и готовность к действию естественны для атлета. Мы называем атлетическим телосложение, при котором хорошо развитая мускулатура подчеркивается осанкой. В плане спортивном уравновешенность тела—это черта, неизменно характеризующая хорошее выступление. В случае, когда вступают в единоборство два хороших спортсмена, тот из них, кто обладает лучшей уравновешенностью тела, одержит верх. Превосходную телесную уравновешенность мы называем красотой на спортивной арене.
Последние новости раздела
16 апреля 2024
16 апреля 2024
16 апреля 2024