Выставка «Сновидения под микроскопом…» Ярослава Гержедовича.
2 Декабря 2013
Сновидения под микроскопом…
Работы петербургского художника Ярослава Гержедовича напоминают сновидения. Реальность там перемежается с фантазией. Даже иллюзорно точный пейзаж с заброшенным питерским заводом выглядит, как привидение. А истлевшее зеркало в нарядной старинной раме, просто висящее на стене, кажется галлюцинацией полной скрытых намёков.
Нельзя сказать, что «сны» Ярослава безмятежны, они полны тревожных предчувствий о бренности бытия, об иллюзорности окружающего. Но его захватывает красота тления, когда руины, остатки старины, дают простор воображению и фантазии, а ощущение иллюзорности мира порождает фантасмагорические образы. Многозначительность символического плана, провоцирует на попытку толкования видений художника. Но притом разрушается поэтичность образа, так как символика в этих работахор не расчетно-зашифрованная, а спонтанно-неосознанная. Появляется эффект недосказанности, тайны, в чём, возможно, и есть притягательность этих сумрачных повествований.
Притягательность тайны издавна использовалась в искусстве. В новые времена образовались даже целые направления: символизм, магический реализм, метафизическая живопись, сюрреализм. Все они опираются на бессознательное, на сновидения в том числе. Отказываясь от характерной в ХХ веке экспрессионистской деформации зримого образа, они используют объективную похожесть деталей, чтобы сделать фантастический образ особенно убедительным. У Ярослава Гержедовича есть, на мой взгляд, интуитивная попытка соединить точность сюрреализма со свободой экспрессионизма и поэтичностью и изяществом ретроспективизма. В результате рождаются таинственные романтические истории, рассказанные с искренним волнением.
Николай Благодатов
Работы петербургского художника Ярослава Гержедовича напоминают сновидения. Реальность там перемежается с фантазией. Даже иллюзорно точный пейзаж с заброшенным питерским заводом выглядит, как привидение. А истлевшее зеркало в нарядной старинной раме, просто висящее на стене, кажется галлюцинацией полной скрытых намёков.
Нельзя сказать, что «сны» Ярослава безмятежны, они полны тревожных предчувствий о бренности бытия, об иллюзорности окружающего. Но его захватывает красота тления, когда руины, остатки старины, дают простор воображению и фантазии, а ощущение иллюзорности мира порождает фантасмагорические образы. Многозначительность символического плана, провоцирует на попытку толкования видений художника. Но притом разрушается поэтичность образа, так как символика в этих работахор не расчетно-зашифрованная, а спонтанно-неосознанная. Появляется эффект недосказанности, тайны, в чём, возможно, и есть притягательность этих сумрачных повествований.
Притягательность тайны издавна использовалась в искусстве. В новые времена образовались даже целые направления: символизм, магический реализм, метафизическая живопись, сюрреализм. Все они опираются на бессознательное, на сновидения в том числе. Отказываясь от характерной в ХХ веке экспрессионистской деформации зримого образа, они используют объективную похожесть деталей, чтобы сделать фантастический образ особенно убедительным. У Ярослава Гержедовича есть, на мой взгляд, интуитивная попытка соединить точность сюрреализма со свободой экспрессионизма и поэтичностью и изяществом ретроспективизма. В результате рождаются таинственные романтические истории, рассказанные с искренним волнением.
Николай Благодатов
Последние новости раздела
28 марта 2024
28 марта 2024
28 марта 2024