Аделина Шелдон: «Без литературы не было бы и кинематографа»

1 Февраля 2018
Чуть больше месяца остаётся до церемонии «Оскар»-2018 - самой престижной награды в мире кино. В этом году на премию Американской киноакадемии претендуют сразу несколько фильмов, снятых по книгам. Среди них картина «Виктория и Абдул» — основанная на реальных событиях биографическая драма о королеве Англии Виктории с элементами комедии от английского режиссёра Стивена Фрирза. Картина рассказывает о последних годах жизни Виктории, которая правила Великобританией, Ирландией и Индией целых 63 года. В 1887 году молодой красавец Абдул отправляется в Англию из Индии, для торжественного вручения королеве церемониальную монету в честь её юбилея и, к своему удивлению, производит на неё впечатление. Дружба Абдула и Виктории вызывает бурю негодований и обсуждений в окружении королевы.
О том, насколько достоверно в фильме показаны исторические события, и насколько фильм отличается от книги, по которой он снят, рассказывает писательница Аделина Шелдон:
Королева Виктория, правившая Британской империей более шестидесяти лет, во многом стала олицетворением страны, ее нравов и устоев, а позднее - символом, с которым связывалось в глазах подданных монархии могущество Великобритании, ее нерушимость и абсолютное превосходство. В последние годы, неуклонно приближающие нас к 2019-му, когда будет праздноваться 200-летний юбилей со дня рождения Виктории, один за другим выходят теле- и кинопроекты, рассказывающие о непростой жизни вдохновительницы "викторианского стиля", примера строгости нравов и чопорности, той, кого со временем станут называть "бабушкой всей Европы". Но, как оказалось, суть некоторых событий, по историческом меркам произошедших в относительно недавнем прошлом в стране, чья история последних веков удивительно хорошо документирована, все же может быть успешно предана забвению, если только желающий этого примет некоторые меры предосторожности.
Совершенно отличный от привычного образ пожилой королевы Виктории представил режиссер Стивен Фрирз, снявший картину "Виктория и Абдул". Сценарий фильма был подготовлен на основе одноименной книги журналиста Шрабани Басу об удивительной дружбе между пожилой королевой и Мухаммадом Абдулом Каримом, индийцем-мусульманином, среди других отобранным на службу королеве по случаю празднования 50-летия ее коронации. Сыграть главную роль в таком почетном проекте, что не особо удивляет, довелось матроне британской театральной сцены и кинематографа, прославленной 82-летней актрисе Джуди Денч.
Основным мотивом создания произведения было не столько визуальное оформление и популяризации сенсационных открытий журналистского расследования, сколько желание показать разрыв между действиями, которые совершает человек, изначальными намерениями и внутренним содержанием того, что со стороны может показаться неуместным, нелепым и даже оскорбительным. А ведь внутреннее содержание истории, казавшейся королевскому двору безошибочно любовной, чуть было не стоило Виктории престола. И, как ни печально, отношение самой королевы к непростой ситуации, созданной ее же собственными руками, могло остаться неизвестным и по сей день.Что касается фильма “Виктория и Абдул”, а так же книги, по которому он собственно был снят, то первое, что можно сказать, так это качественная подача информации, как в книге, так и в фильме, поэтому сравнивать эти два произведения больше похоже на вопрос: что лучше литература или кинематограф? Это тот вопрос, на который нет ответа и мнения всегда будут расходиться. Однако, хочу заметить, что книги существуют в раз десять дольше, чем фильмы. Как бы то ни было, вся информация в фильмах взята из книг. Не даром говорят, “все новое, это хорошо забытое старое”. Всегда стоит помнить, что без качественного литературного материала не было бы и хорошего кинематографа.
Роберт
-