В гости к серебряных дел мастерам

6 Марта 2018
Когда перед вашим взглядом сверкающее всеми гранями ювелирное украшение, вряд ли вы задумываетесь над тем как именно оно было изготовлено. Скорее, вас интересует дизайн, цена и понравится ли выбранное кольцо, серьги, браслет или иное украшение в качестве приятного подарка дорогому для вас человеку.

Но прежде чем стать тем самым блистательным украшением, изделие проходит путь от "кокона до бабочки" - от макета дизайнера, до уже готового изделия. На этом пути ювелирное украшение вбирает в себя тепло не одной пары рук. Итак, обо всём по-порядку.

Давно пытаюсь рассказать о процессе превращения кусочка металла или непритязательного на первый взгляд камня в произведение искусства достойное украсить жизнь любой красавицы. Но видимо, нужно было выждать и многое осмыслить в этом рассказе. Постараюсь не пропустить ничего интересного и необычного. Того что скрыто от глаз покупателя пришедшего в ювелирный магазин.

Вначале было слово Точнее, вначале был полёт фантазии дизайнера и художника. Мысль превращается в эскиз. Рисунок материализуется в макет. Макет изготавливают из специального воска. Эти заготовки служат для создания гипсовых форм в которых и будут отливаться серебряные изделия.

Макет отливается мастером в металл. Но перед этим, заготовки будущих изделий размещаются максимально компактно и становятся очень похожими на еловые/кедровые шишки. Этот момент был для меня неожиданным открытием. Предполагал что каждое изделие отливается в своей собственной, индивидуальной форме. Представьте сколько бы занял такой процесс времени, труда и полезного пространства в мастерской или на производстве.

И человеческий гений придумал процесс заливки расплавленного серебра в гипсовой форме отлитой, в свою очередь, вот из таких восковых "шишек".

Восковой макет собранный из отдельных изделий в единую "шишку" заливают специальным гипсовым раствором и заготовки под следующий технологический процесс принимают форму вот таких "цилиндров". Каждый из которых имеет входное технологическое отверстие для заливки жидкого металла и канальчики меньшего размера позволяющие металлу равномерно распределиться и заполнить объём каждого отдельного изделия.

Металл, в нашем случае это серебро, или смесь состоящую из компонентов - серебра различного качества, делается это для улучшения конечных свойств применяемого в изделиях серебра, нагревают в специальной печи и доводят до плавления. И расплав серебра заполняет гипсовые формы.
После отливки в металл, изделия моют и отделяются от "шишки" специальными кусачками. Мне разрешили поучаствовать в процессе. Вначале, одев специальные перчатки, я под сильным напором воды смывал остатки гипса с отлитой металлической "шишки".
Позже специальными кусачками я отделял мелкие заготовки от "веточек" - технологических стволов оставшихся при заливке. По ним и поступает жидкий металл и на них же и крепятся сами заготовки-изделия. Работа монотонная, требующая внимания и усидчивости, но очень важная и требующая определённого умения. Впрочем, как и любое другое действие на любом этапе при изготовлении украшения.

К металлической (серебряной) основе украшения необходимо прикрепить множество гранёных драгоценных камней. Этот процесс не менее интересен всего вышеизложенного.

Камни могут приобретать в различных уголках планеты. Со всех материков и климатических поясов. Каждый камень даже принадлежащий к одному и тому же виду имеет совершенно разные качества цвета, рисунка, чистоты и многих иных параметров. Дизайнер выбирает именно определённый минерал который соответствует общему замыслу будущего готового изделия.
Отобранные по дизайну камни распиливают на пластины нужной толщины. Затем - Процесс шлифовки и придания требуемой формы. Оказывается, механическое оборудование на котором обрабатываются камни для ювелирных изделий выглядят вполне брутально как в обычном механическом цеху завода. Только обтачивают на нём не грубые болванки для тракторов и автомобилей, а вещи из которых получаются настоящие произведения искусства.

А серебряные заготовки поступают в руки мастеров которые доводят их до состояния полностью готового украшения.
Крепёж мелких камней дело очень тонкое и на помощь нашим мастерам приходит мощная оптика. Вот так это выглядит под увеличением, а для обывателя представляется как очень мелкие камушки каким-то образом закреплённые в оправе изделия.

А это уже готовые изделия из драгоценных и полудрагоценных камней

Огромный объём работы производимый мастерами с каждым изделием расписать словами достаточно сложно. Но теперь, вы имеет общее представление о ювелирном производстве, о том как работают и творят свои изделия современные "Данила-мастер и Левша".

Мой следующий репортаж будет так же с ювелирного производства. Но расскажет о том, как на серебряные изделия наносится рисунок эмалью.

Вам доводилось самим создавать миниатюру эмалью по серебру? А я испытал свои силы в этом деле. Вы сможете оценить их и узнать как при наличия желания самим побывать на этом производстве и испытать свои силы и художественные возможности по росписи горячей эмалью.

Большое спасибо всем организаторам:

Подгурскому Олегу – владельцу и главному редактору журнала PROSEREBRO.

фирме ФилЛарт: Колоницкому Филиппу, Фроловой Ларисе и Лере Тугуши.

фирме ВЕГА: Рожковой Лидии и Андрею Степанову.

фирме ЦИРКОН и Куколевскому Сергею.

И конечно же вдохновителю этого Проекта познакомившего нас с ювелирным производством Сергею serh
#proserebro, #настоящеесеребро, #ленинградскоесеребро #серебро
Источник: https://akozmin-7.livejournal.com/349590.html
proserebro
proserebro