Елена Старочкина: «Настоящая эмпатия - это чтение настроения собеседника»

27 Сентября 2017
Об эмпатии ходит много слухов и домыслов. Некоторые считают ее чем-то вроде экстрасенсорики, другие сравнивают эмпатию с сопереживанием близким людям. Хотя по факту это и открывает эмпатическую способность, высокую чувствительность и способность сопереживать. Если объяснить эмпатию своими словами, то это умение не просто понимать человека и сочувствовать ему, но и полностью проникать в его внутренний мир и ощущать конкретную ситуацию на себе. Это редкий дар смотреть на мир чужими глазами и принимать чью-то точку зрения. Говорит психолог Елена Старочкина:
Эмпатия – это понимание психического и эмоционального состояния другого человека, то есть, умение воспринимать чувства собеседника, при этом отдавая себя отчет, что это эмоции другого человека. Эмпат очень тонко может различать букеты чувств, эмоций, отношений, что не доступно многим людям. Люди, чаше всего с трудом могут определить, какое чувство их наполняет в данный момент. Эмпат чувствует все оттенки чувств и не только тех, которые явно осознает сам человек, эмпат видит несколько «уровней» о существовании которых сам человек даже не подозревает, хотя нет, все слышали о подсознании, эмпату оно так же доступно. Если человек воспринимает эмоции партнера как свои собственные, то это называется уже не эмпатия, а идентификация с собеседником. Идентификация – это инструмент эмпата, с его помощью он может более детально понять человека.
Настоящая эмпатия – это не чтение настроения собеседника по его жестам, мимике, тону голоса. Для того, чтобы овладеть подобным методом считывания эмоций собеседника, вам достаточно прочитать грамотно написанную книгу о языке жестов.
И все равно вы не сможете точно понять степень отчаянья, радости или волнения вашего собеседника. Сильному эмпату не обязательно видеть жесты и мимику человека можно просто смотреть на фотографию, хотя и это не всегда обязательно. Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого – к страху, гневу, растроганности или стеснению. Одним словом, ко всему, что испытывает он или она.
Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими.
Петр
-