Усилие и наслаждение усилием в спорте

23 Декабря 2011
Когда мы говорим об усилии в физическом или социальном смысле, то, как и в случаях с другими неопределяемыми параметрами, предполагается, что мы можем прийти к единому мнению относительно его понимания, если попытаемся уточнить его. Прибегнем к аналогии с демонстрацией силы. Усилие—это расход энергии, независимо от того, к какой цели она направлена, принадлежит она одному человеку или нескольким. В спорте, когда мы говорим о «командном духе», имеется в виду «коллективное усилие».
Лэбан и Лоренс (1947) трактуют усилие как отношение к определенным компонентам движения. Усилие требует анализа движения с учетом таких параметров, как вес (мощь или легкость), пространство (прямолинейность или кривизна), время (моментальность или длительность) и плавность (связанность или свобода). Использовать эти параметры для рассмотрения физического движения как средства выразительности, особенно в театральном искусстве и балете, предложил Лэбан. Признавая, что спорт требует от человека максимального включения его динамических способностей, мы можем, конечно, оспаривать широту возможностей, которые открывает в анализе красоты учет веса, пространства, времени и плавности. Однако мы считаем необходимым рассмотреть в книге эти параметры.
Усилие—это как бы связующее звено между «неопределяемыми» и «определяемыми» терминами, которые мы выделили. Р. Тэйт Маккензи в своей работе «Наслаждение усилием» стремился подчеркнуть превосходство поэзии над наукой и добиться того, чтобы неопределяемые термины получили равноценное, если не преобладающее, значение в анализе красоты спорта.
Хорошо известно, что слово служит средством общения между людьми. Ту же функцию несет в себе произведение искусства. В «Наслаждении усилием» Р. Тэйта Маккензи мы обнаруживаем информацию, которая передается с помощью и слова, и средств пластического искусства. Для наших поисков эстетического в спорте следует задаться вопросом, насколько правдива информация, содержащаяся в работе Маккензи «Наслаждение усилием». Рассмотрев этот вопрос, мы вскроем символический смысл произведения и его отношение к спортивному результату.
«Наслаждение усилием»—одна из шести медалей на спортивные темы в общем списке 283 скульптурных работ Р. Тэйта Маккензи. Это оригинальное произведение диаметром 46 дюймов было установлено в 1913 г. в стене стокгольмского стадиона в память об Олимпийских играх 1912 г. Бриан Пендлтон (1970) описывает его как «изящное изображение трех барьеристов, искусно включенное в окружность, но не стесненное ею».
Поэтическое название «Наслаждение усилием» очень подходит для этого произведения. Из шести медалей столь же поэтично названа еще одна: «Братья ветра». Маккензи вполне мог дать своим работам более прозаические, описательные названия, но он этого не сделал благодаря подлинно художественной природе своего творчества. Маккензи приписывается определение рельефной мускулатуры борцов в схватке как «артистичного усилия».
История лексики богата примерами изменения смысла слов с течением времени. Спорт — одно из таких слов. Его значение изменилось от чего-то эквивалентного легкому развлечению до понятия атлетического соревнования в настоящее время. «Наслаждение» и «усилие» сохранили, однако, свой первоначальный смысл независимо от того контекста, которым мы их ограничиваем. Концепция наслаждения, которую дал в 1660 г. Ричард Бакстер, ценна благодаря тому, что он ассоциирует его с такими словами, как «кротость», «смирение», «снисходительность», «самоотвержение» и «всепрощение». Подлинное наслаждение никак не связано со «славой» или «само возвышением», точно так же, как совершенно необязательна и его связь с «победой» и «триумфом». Зато оно удивительно близко по значению к основному смыслу «спортивности» и arete. Интерпретация, которую дал «наслаждению» Уильям Шютц (1969) в своей концепции «функционирования личности», придется по душе преподавателям физического воспитания с определенным складом ума:
...Наслаждение вызывается также полным осуществлением функций личности. Все органы тела могут быть упруги, развиты и тренированы. Чувства обострены для лучшего распознавания запахов и визуальных впечатлений. Мощь и выносливость мускулов может быть увеличена. Чувственная восприимчивость может быть развита для более полного ощущения состояния тела и происходящего в окружающей природе. Моторный контроль может быть усовершенствован до такой степени, что результатом будет достижение мастерства как в ремесле, так и в искусстве, улучшатся координация и сноровка.
Эберлайн (1918) считает, что приверженность Маккензи эллинистическому духу была результатом его спартанского, аскетического образа жизни. И далее Эберлайн рассуждает о трудности той задачи, которую берет на себя скульптор, пытающийся совместить свое понимание древ-негреческой концепции атлета с собственным представлением о современном американском спортсмене и воплотить этот идеал в скульптуре. Почти наверняка Маккензи придерживался того взгляда, что открытие самого себя начинается вместе с ощущением наслаждения посредством усилия. Труднее было бы ему, по всей вероятности, принять теорию Уильяма Шютца (1969). Он счел бы ее псевдо активной по природе. Возможно, Маккензи и столкнулся с трудностями, совмещая классическую древнегреческую и современную американскую концепции атлета, но он не мог не знать, что древние греки высоко ценили острую борьбу за первенство. Максимальное усилие скорее способно дать наслаждение, сказал бы он, чем простое стремление к развитию «чувственной восприимчивости».
Дискуссия по поводу термина -наслаждение» обостряется именно тогда, когда встречаются искусство и наука. Маккензи соединял в себе высокообразованного ученого и творческую личность. Он постиг наслаждение усилием и поэтически, и научно.
Уильям Вланшар (1970) дает такое толкование наслаждению усилием в спорте:
Это ощущение, В котором «egо», личность или характер, в обычном значении этого слова участия не принимает. Однако, когда человек пытается истолковать свое ощущение, проявляются его особенности. Один может попытаться выразить или использовать свой опыт в математике, другой в скульптуре, слове или в замечательных движениях.
Гордон Оллпорт (1955) считает, что ощущение удовольствия, возникающее у спортсмена от физической активности и напряжения, обязано своим происхождением беспрепятственному распространению нервных импульсов с периферии тела. Существует ли разница между кардиограммами победителя и проигравшего, которая могла бы приписываться ощущению успеха? Есть ли различие, например, в альфа-ритмах у тех, кто испытывает в ходе занятий спортом эмоциональный подъем, в сравнении с теми, чьи усилия в спорте имеют другую мотивацию и ощущаются иначе? Можно ли зафиксировать эти различия путем замеров гальванической реакции кожи? Ответы на подобные вопросы и ищет наука. В будущем научно-технический прогресс позволит производить подобные измерения, которые раскроют загадку наслаждения усилием.
Вопросы, которые возникают в связи с толкованием наслаждения усилием как эстетической ценности в пределах индивидуального опыта, требуют более тщательного изучения литературы, рассказывающей о таком опыте. Используя метод Джеральда Кеньона (1968), Ричард Олдермен (1970) обследовал 136 ведущих канадских спортсменов (81 мужчину и 55 женщин) и показал, что спортсмены-мужчины продемонстрировали удивительную глубину понимания физической деятельности в эстетическом плане.
Усилие, конечно же, является неопределяемым фактором символической связи красоты и спорта, и потому неудивительно, что оно обладает более поэтической значимостью (как изящество и гармония), чем аналитической. Тем не менее, как уже отмечалось, это понятие может служить связующим звеном при переходе от рассмотрения неопределяемых параметров к определяемым.
Авангард
Спорткомплекс Авангард
Украина, город Киев,улица Мельникова, д. 48 время работы: ежедн. 6:00-24:00 Спортивные школы +38 (44) 483-24-97 +38 (44) 483-34-88
avangardsport@ukr.net
Проведение соревнований