Бетховен VS Брамс – От классики к романтизму

15 Октября 2015
Произведения Бетховена и Брамса – величайшие явления мировой культуры – составляют основу репертуара МГАСО под управлением Павла Когана, как и положено любому большому симфоническому оркестру. Их творения – квинтэссенция всего самого прекрасного, что было создано в музыкальном искусстве.

Мир музыки Бетховена ошеломляюще разнообразен, однако самые выдающиеся его произведения относятся к искусству героико-драматического плана. Основные черты бетховенской эстетики наиболее рельефно воплощены в произведениях, отражающих тему борьбы и победы, воспевающих общечеловеческое демократическое начало жизни, стремление к свободе. Именно этот круг сочинений почти сразу завоевал Бетховену широчайшее мировое признание. И в самом деле, от строя мысли и манеры выражения предшественников музыка Бетховена отличается, прежде всего, своей действенностью, судьбоносной силой, грандиозными масштабами. Превосходные примеры конфликтно-трагедийного раздела творческого наследия Бетховена прозвучат в первом отделении: Увертюра «Леонора» ¹ 3 и Третий фортепианный концерт.

Вторая симфония Брамса – мажорная, радостная, беззаботная – родилась из-под пера композитора в едином творческом порыве летом – осенью 1877 года. «Да ведь это сплошное голубое небо, журчание ручейков, солнечный свет и тенистая зеленая прохлада», – написал о ней один из друзей композитора. Премьера Второй симфонии состоялась в год ее создания; сочинение имело триумфальный успех. В нем прослеживаются преемственные связи с Бетховеном, и не случайно прославленный Ганс фон Бюлов называл Вторую Брамса «Одиннадцатой» Бетховена. Именно эта симфония принесла Брамсу славу первого симфониста Германии.

Московский государственный академический симфонический оркестр – один из старейших симфонических оркестров России, основан в 1943 году. Мировую известность коллектив приобрел под управлением Павла Когана, возглавляющего МГАСО с 1989 года. За этот период оркестр выступал более чем в пятидесяти странах мира. Коллектив ежегодно дает концерты в Большом зале Московской Консерватории и Концертном зале им. П.И. Чайковского, в том числе в рамках популярных персональных и смешанных абонементных циклов, выступает в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича и на сценах других городов России, а также проводит турне за рубежом.

Павел Коган – выдающийся дирижер современности, входит в мировую 10-ку лучших дирижеров XX века по рейтингу Classical TV. Народный артист России, лауреат Государственной премии России, действительный член Российской академии искусств, кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, кавалер Ордена Дружбы, офицер Ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (Литва), кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция) и других российских и международных наград.

Дерек Хан – выпускник знаменитой Джульярдской школы (Нью-Йорк), победитель Афинского международного конкурса пианистов в 1977 году, художественный руководитель Международного фестиваля камерной музыки La Musica (Сарасота, США).

Большой зал Московской консерватории – один из самых известных концертных залов мира. Прекрасное оформление, удобное расположение и – самое главное для музыкантов – великолепная акустика снискали ему заслуженную славу лучшей концертной площадки Москвы и России. Его торжественное открытие состоялось 7 (20) апреля 1901 г.
Валерия Савельева
МГАСО под управлением Павла Когана