Екатерина Рокотова: «Данила Козловский — русский Джордж Клуни»

24 Апреля 2018
В российском прокате с успехом идёт фильм «Тренер» — режиссерский дебют Данилы Козловского. Кино получилось таким же духоподъемным, как и «Движение вверх», но гораздо более злободневным. Актриса Екатерина Рокотова рассказывает, в чем сильные и слабые стороны картины и чем Козловский похож на Джорджа Клуни.
Напортачив в решающем матче против Румынии, капитан сборной России Юрий Столешников (Данила Козловский) сначала устраивает картинную истерику на дорогах Москвы, а потом на два года прячется от судьбы в грязи любительского регби. Сцена истерики зрителя сразу пугает: кажется, что спортивный автомобиль в подземном тоннеле вновь унесет пьяного героя Козловского в царство «Духлесса». А вот эпизод с регби, наоборот, вдохновляет: из той же грязи, если вспомнить фильм «Любовь вне правил», вырос такой большой режиссер, как Джордж Клуни. Как выясняется дальше, Козловский тоже обожает Синатру, не стесняется своего гражданского пафоса и так же педантично подходит к постановочному процессу. И тоже остается очень дельным человеком, не забывая думать о красе ногтей, благо тренерам, в отличие от футболистов, можно наряжаться. Выходит, Данила Козловский — русский Джордж Клуни? Почему бы и нет.
Сознательно или нет, но Данила Козловский уже много лет проговаривает эту концепцию патриотизма устами самых разных своих героев: и гламурного бунтаря из «Духлесса», и юриста с ружьем из «Дубровского», и побитого романтика из мелодрамы «Статус: свободен», и смелого актера травести-шоу из «Весельчаков». Но там, где персонаж «Духлесса» только кричал, что хочет, чтобы «и здесь как-то нормально было», а в любой непонятной ситуации бежал на Бали, герой «Тренера» берет и делает. Его методичность и упрямство напоминают стратегию героя «Человека, который изменил все», и есть предостаточно свидетельств, что похожим образом режиссер Козловский вел себя и на съемочной площадке. И Ирина Горбачева на радио, и Олег Меньшиков на своем ютьюб-канале говорят о Козловском одно и то же: постановщик без опыта, он решил попробовать снять все по американской системе. Не все актеры — да и не весь сценарий — соответствуют этой задаче, а фильм вполне справедливо ругают за то, что герой Козловского очень долго не решается отдать пас другим. В сценарии «Движения вверх» командной игры было гораздо больше; «Тренер» же, как и следует из его названия, эгоцентричен. С другой стороны, фильм о том, что все начинается с одного человека, и не мог быть устроен иначе. А счастливых случаев, когда актеры стали режиссерами и решили снимать себя, предостаточно — тот же Джордж Клуни. Если сравнивать российское кино с футбольным полем, то это поле, на котором только-только затянулись лужи и появилась относительно четкая разметка. «Тренер» выводит на это поле новую команду, за которую будет очень интересно болеть.