Как воспитать Счастье

8 Сентября 2016
Вот уже совсем скоро, 14 сентября, в студии беатотерапии «13.60» профессора Аллы Семеновны Спиваковской стартует программа «Беатомастер для родителей: Воспитание счастья». Мы соберемся на первом этаже сталинского дома, недалеко от метро Белорусская, в уютном зале с голубыми стенами и белыми стульями. Человек десять, в основном – матери, хотя, возможно, придет и какой-нибудь отец или бабушка. Кстати, сама Алла Семеновна – уже бабушка трех внуков.
Так будем встречаться раз в неделю, и говорить, обсуждать, слушать друг друга, возможно, плакать и, наверняка, смеяться. Каждая встреча – новая тема, новый шаг внутрь себя, новая ступень понимания, какой я как родитель, какая я мать своему ребенку. И правда, какая? Обычная. Нормальная. В меру замотанная. Закачивающая миллион ожиданий в своих детей. Беспокоящаяся, что эти ожидания не оправдаются. Это первое, что приходит в голову, и еще так многого я не знаю.
Собственно, темы занятий известны заранее:
Я как родитель и мои дети: что радует и что огорчает
Генограмма моей семьи в трех поколениях: как меня воспитывали мои родители
Сон разума и воспитание: режиссура бессознательного в поощрении и наказании детей
Стереотипы воспитания, негативные состояния и отрицательные эмоции: «мама, ты опять кричишь», «мама, ты опять плачешь»
Критерий Бытия и воспитание: наши дети – не наши дети
Беатум и сознательное присутствие: ключ к искусству воспитания
Родительские позиции: адекватность, гибкость, прогностичность
Сознательная игра и сознательная любовь
Радость, нежность и мужество творческого воспитания
И в то же время, что именно будет происходить на занятиях – сложно описать словами. Потому что настоящая психотерапия – это не лекция и не список советов. Это таинство. Алла Семеновна слушает, комментирует, вроде бы не происходит ничего особенного, но твоя картина мира и себя вдруг начинает дрожать, ходить волнами и раз – осыпается кусочками пазла. Это состояние похоже на прыжок в холодную воду с горячего, нагретого солнцем пирса. Уходишь на глубину, страшно на мгновенье, а потом выныриваешь и чувствуешь себя живым, как никогда.
Когда мой старший сын был маленьким, он был похож на принца. Тонкий, нервный, очень красивый и сводящий всех с ума. «Ваш мальчик.. не от мира сего», – опуская глаза, говорила мне заведующая детского сада. «Он.. ээ.. отличается от других детей», – стараясь быть деликатными, выносили вердикт педагоги. «Вы знаете, что у вас проблемы с обучаемостью? У вас вообще много проблем», – рубили правду-матку те, кто попрямее. Я ревела в три ручья, и А.С. орала на меня, чтобы я прекратила: «Все израстется, вот увидишь». И было непонятно: как может легендарный психотерапевт не замечать моих очевидных трудностей.
В прошлом году мы с еще одной участницей беатосообщества (это особый круг учеников и клиентов А.С.) ассистировали во время приема экзамена в университете. Мы раскладывали билеты, и в это время позвонил мой старший сын из детского лагеря. Вот-вот должны были войти студенты, момент был неудобный, но А.С. сказала: «Ответь, конечно, поговори». Поболтав пять минут, я заметила, что А.С. смотрит на меня внимательно, даже пристально, с легкой улыбкой и, кажется, видит то, чего не вижу я – какую другую реальность, как будто прошлое и будущее в одном моменте. Не знаю, что произошло, но вдруг все десять лет жизни моего ребенка пронеслись передо мной, все мои слезы-страхи-бессонные-ночи, и я поняла, почему А.С. «не замечала» очевидное. Она просто видела гораздо дальше. Я так и застыла с телефоном, из которого слышалось: «Ну, все, пока, мам, люблю». «Пока, милый». И разревелась от счастья.
А вообще программа по воспитанию – это не только про детей. Про что еще? Про душу. Про поиск. Про терпение. Много, про что.