Международный музыкальный фестиваль "АПозиция-11"

1 Октября 2015
Малый зал ЦВЗ «Манеж»

Международный музыкальный форум «АПозиция-11»

8-11 октября 2015

Вход на все мероприятия АПозиции свободный

С 8 по 11 октября каждый вечер с 19-00 на территории Малого зала ЦВЗ «Манеж» будет проходить одиннадцатый международный форум АПозиция, основная задача которого сохранить дух соперничества, основанный не на прямом соревновании участников, но нацеленный на достижение общего результата. «АПозиция во многом мероприятие для музыкантов, как участников, так и зрителей. Это не только ревизия достижений мировой музыкальной культуры, но и попытка выработать и предложить свой подход, и демонстрация отечественных результатов», рассказывает художественный директор АПозиции Алексей Плюснин.

В этом году фестиваль сохранит уже полюбившиеся традиции и создаст новые музыкальные интриги. Первая из них, - это параллель-сопоставление открытия и закрытия фестиваля, представленная двумя идентичными по составу дуэтами контрабаса и танца ученицы и ее учителя – танцоров Алины Михайловой (контрабас Владимир Волков) и Джулиена Хамильтона (контрабас Дмитрий Каховский). Другой яркой музыкальной интригой станет дуэль Санкт-Петербургского импровизационного оркестра St. Petersburg Improvisers Orchestra (30 академических, джазовых и музыкантов иных направлений экспериментальной сцены под руководством Дмитрия Шубина) и музыкантов московской импровизационной сцены «Топот Аркестра».

Впервые за время существования фестиваля в основную программу включены сразу три новых отечественных проекта - скрипичный дуэт «Игры & Сны», сольный проект московского трубача Антона Силаева, и питерский дуэт Грамм, своеобразной антитезей которым станет литовский проект Arma Agharta – сольное выступление очень интересного музыканта из Вильнюса.

Сохранится пятилетняя традиция форума – проведение мастер-классов для детей с особенностями развития в воскресенье, а в последний день состоится выступление оркестра «Антон Тут Рядом» - нового совместного проекта художественного директора АПозиции Алексея Плюснина и студентов знаменитого центра по абилитации аутистов и людей с особенностями развития «Антон Тут Рядом». Традиция собирать оркестр АПозиции на глазах посетителей из участников форума и проведение в воскресенье открытой репетиции оркестра также непременно сохранится.
Хэдлайнерами форума станут Tradition Trio (легендарный американский музыкант Алан Сильва, восточногерманский тромбонист Йоханнес Бауэр и британский ударник Роджер Тернер), Кали Фасто (музыкант многих дарований из Нью Йорка, супруга и соратница столь рано ушедшего контрабасиста Джона Колтрейна Рафаэла Гаррета), англичанин Чарльз Хейвард (ударник мульти-инструменталист, один из основателей британского экспериментального дуэта This Heat).

На сайте фестиваля будет проходить трансляция всего форума.

Программа «АПозиции-11»

Начало в 19.00

8 октября
Алина Михайлова + Владимир Волков (СПб)
St.Petersburg Improvisers Orchestra (СПб)
Антон Силаев (Москва)

9 октября
Topot orchestra (Москва)
Charles Hayward (GB)
Kali Z Fasteau (USA)

10 октября
Игры & Сны (СПб)
Arma Agharta (Lithuania)
Tradition Trio (U.S.A./GB/Germany)

11 октября
Julyen Hamilton (GB)/ Dmitry дмитрий каховский (СПб)
Gramm (СПб)
APosition Orchestra

Официалные лица и пресса о форуме
«Фестиваль АПозиция – это попытка уйти от распространенного сегодня формата event, от фактической «продажи» музыки и проектов участников фестиваля как товара. Мы бы приветствовали, если бы наш фестиваль больше походил на неформальный конкурс, лабораторию и симпозиум. И чаще всего это нам удается. Самое большое удовольствие я получаю, когда вижу, как участники фестиваля ревниво следят за выступлениями коллег из-за кулис.
АПозиция во многом мероприятие для музыкантов, как участников, так и зрителей. Это не только ревизия достижений мировой музыкальной культуры, но и попытка выработать и предложить свой подход, и демонстрация отечественных результатов.
За почти 20 лет работы нам удалось существенно инспирировать развитие экспериментальных жанров музыки в стране. Это наш безусловный вклад. Теперь пора работать над шедеврами!»....
Алексей Плюснин, художественный директор АПозиции

…«Лишь в 60-70-е годы прошлого века сформировался огромный корпус музыки, для которого разрыв (размежевание) с традиционной культурой и последующее объединение пусть и в аморфную, но столь эстетически важную концепцию «новой музыки» стали осознаваться как насущная необходимость. Причин тому было несколько. Еще в 20-30-е годы Нововенская школа в Европе, Айвз и Варез в Америке подготовили почву для революционного, подогретого катаклизмом Второй мировой войны тотального пересмотра всех привычных ценностей. В послевоенной академической музыке воцарился радикальный авангард во всем его многообразии – алеаторика и нон-детерминизм Кейджа, математическое изящество конструкций Ксенакиса, тоталитарная тевтонская мощь Штокгаузена, хулиганская раскованность Кагеля и многое-многое другое. Спустя десятилетие за классикой потянулся и джаз – Орнетт Коулмен придумал фри-джаз, Сесил Тейлор внес в него сложнейшие академические структурные формы, Сан Ра – инопланетный абсурдизм, а Джон Колтрейн – невероятную прежде в джазе духовную, религиозную насыщенность. В середине 60-х рок отмежевался от поп-культуры, а к концу десятилетия практически сформировал свой собственный авангард. Параллельно усилиями Колтрейна, Филиппа Гласса и Джорджа Харрисона в ткань возникающей новой музыки стала вливаться тысячелетняя вне-западная музыкальная традиция – сначала из Индии, а затем и из всего огромного разнообразия мировой музыки.
В России первая попытка организационного оформления нового движения была предпринята еще в глубокие советские годы – созданный в 1979 году в ленинградском ДК им. Ленсовета Клуб современной музыки давал платформу для всего самого интересного и нового в джазовом, академическом или рок-авангарде, включая в свои программы даже и вовсе экзотическую тогда ориентальную музыку. Похоже строилась программа московского фестиваля «Альтернатива». Десятилетием позже традицию подхватил фестиваль «Открытая музыка», а 90-е годы фокус новомузыкальной деятельности на территории бывшего СССР переместился в Москву в Культурный центр «Дом». В Петербурге эту традицию поддерживает фестиваль SKIIF, а в последнее десятилетие еще и форум-фестиваль «АПозиция». Эстетические и идеологические корни «АПозиция» для человека сведущего читаются даже в самом названии. С одной стороны, нарочитое А вместо правильного О в начале мгновенно отсылает к легендарному Sun Ra Arkestra – одной из самых знаменитых и самых значительных формаций нового джаза. Ну а оппозиция (помимо своего столь милого для бунтарского духа радикалов общего значения) - еще и намек на rock-in-opposition – удивительное явление в европейской и американской рок-музыке 70-х и 80-х, в котором интеллектуальная изощренность, композиционная сложность и импровизационная раскованность музыки сочетались с недвусмысленно четко заявленной политической и идеологической позицией (оппозицией) по отношению как к культурному истеблишменту, так и к шоу-бизнесу»….
Александр Кан (публицист, журналист ВВС, Лондон)

Музыканты предыдущих форумов

За 10 лет существования в АПозиции приняли участие более 200 проектов со всех концов света, среди них многие выдающиеся российские и зарубежные артисты: пионер минимализма Terry Riley, аккордеонистка Pauline Oliveros (США), ударник Art Ensemble of Chicago Famoudou Don Moye (США), аккордеонистка-виртуоз Эвелина Петрова (Россия), легендарный саксофонист Peter Brotzmann (Германия), Marcus Stockhausen
(Германия), новатор гитары британец Keith Rowe, звезда голландского нового джаза Ernst Rejeseger, основоположник звуковой поэзии Charles Amirkhanian (США), классик современного авангарда Phill Niblock, Pamela Z, Jim Thirlwell (aka Foetus), Al Margolis, Michael Schumacher, Dimetreas Spaneas, Charles Gayle, Shelley Hirsh, Jasun Martz, Beth
Custer Ensemble, Burton Greene, Gary Lucas, David Moss, Mark Stewart, Rhys Chatham, Tom Buckner, Mia Masaoka, Peter Principle, Dok Gregory, Chris Corsano, Sabir Mateen, (США), Tim Hodgkinson, Brian Godding, Craig Leon, Taylor Kuffner и его уникальный кибернетический гамелан оркестр Gamelatron, Bill Drummond, Geoff Leigh, Mark Jenkins (Великобритания), скрипач Carlos <> Alves (Португалия), King Ayisoba (Гана), Masahiko Satoh, квинтет саксофонистов SXQ (Япония), Хavier Charles, Didier Lasserre, Christian Brazier, Jacques Di Donato (Франция), Sainkho Namchylak (Тува), Dror Feiler (Щвеция), Jooklo Duo (Италия), Roger Arntzen (Норвегия), Дмитрий Каховский, Juho Laitinen, исполнительница на кантеле и гуслях Olga Shishkina (Финляндия), Yiorgis Sakellariou (Грейия), Strotter Inst (Швейцария), Nikolai Galen, SaadetTurkoz (Турция), видео и мультимедийная художница из Монреаля Katherine Liberovskaya (Канада), ZOOM (Австрия) и многие другие.