Библейская притча о Саломее в театре "Модернъ"Светланы Враговой

19 Ноября 2014
В ноябре и декабре на сцене Московского Драматического театра "Модернъ" Светланы Враговой - спектакль "Саломея".
Библейская притча о Саломее, дочери иудейской царицы Иродиады, попросившей у тетрарха в награду за танец голову пророка Иоанна Крестителя – это одна из тех вечных историй, которая будоражит умы и сердца человечества на протяжении многих столетий. С тех пор мало кто в своем творчестве не обращался к этой вечно волнующей теме святости и порока, любви и смерти.
В конце прошлого века известный декадент Оскар Уайльд пишет свою скандальную пьесу, навеянную христианским мифом. Его более чем смелая трактовка библейского сюжета тут же попала под жесточайший запрет цензуры. В интерпретации Уайльда Саломея – это самостоятельный образ, образ роковой женщины, которая мстит пророку Иоканаану, за то, что тот трижды отверг ее страсть.
Театр «Модерн» предлагает вниманию зрителей свою версию одной из самых знаменитых пьес мирового репертуара. Режиссер-постановщик Владимир Агеев очень точно показывает двойственность натуры этой женщины. В своей любви она прекрасна и ужасна одновременно. Губительная красота царевны Саломеи манит многих: смотрит и не может оторвать от нее взгляд молодой сириец – начальник воинов-телохранителей. Мастерски играя на его чувствах, жестокая падчерица тетрарха просит показать ей пророка, голос которого уже вызывает в ней смутные желания плоти. Сам царь Ирод Антипа – тетрарх Иудеи – смотрит на нее с нескрываемым вожделением, чем навлекает на себя гнев и ревность своей супруги – великолепной и обольстительной царицы Иродиады. Единственный, кто остается равнодушным к чарам Саломеи – это пророк Иконаан. Но так ли это на самом деле? В сцене, где царевна соблазняет его своими смелыми и страстными речами, он явно борется с собой, дабы не поддаться настигшему его искушению. Казалось бы, добродетель, побеждает порок. Но нет ничего страшнее гнева отвергнутой женщины. Не получая желаемого, Саломея готова пойти на все, лишь бы отомстить или любой ценой взять то, что ей не принадлежит. В конце первого действия в ее словах слышится скрытая угроза: «Я поцелую тебя в рот, Иконаан!».
Бесподобен по своей красоте и чувственности – танец семи покрывал, исполненный Саломеей – олицетворение чистоты и греха, жизни и смерти, после которого она просит принести ей на серебряном блюде голову Иконаана. Даже царь Ирод ужасается просьбе своей падчерицы, но он дал слово и будет вынужден его исполнить. Потрясает и завораживает последний монолог царевны, в котором звучит все: и упоение властью, и признание в любви убиенному пророку, и сожаление о содеянном.
Помимо всего прочего, режиссера глубоко интересует историко-философский контекст этой пьесы. Поэтому в прологе звучат строки стихи и проза, поэтов и мыслителей "серебряного века", остро затрагивающие проблемы пола и страсти. Музыкальное сопровождение прекрасно дополняет неповторимый стиль этого спектакля.

Саломея – Ирина Гринева (театр им. К. С. Станиславского), Мария Орлова
Тетрарх, царь Иудеи – Алексей Багдасаров
Иродиада, его жена – Елена Стародуб

Спектакль идет 27 ноября, 12, 23 декабря
Мария Важная
Московский Драматический театр "Модернъ" Светланы Враговой
maripr@yandex.ru
Московский Драматический театр "Модернъ" Светланы Враговой