"Пиковая дама". Премьера Московского театра Новая Опера

18 Ноября 2013
Трагедия героев, неразрывно связанная с трагедией страны, – такова главная тема нового спектакля Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова, оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского в сценической версии режиссера Юрия Александрова. Впервые в истории театра премьера пройдет в режиме semi-stagione (несколько представлений подряд), принятом на ведущих мировых оперных площадках.

Судьба трех главных персонажей, Германа, Лизы и Графини, прослеживается в исторических обстоятельствах последнего столетия. Четвертый, невидимый, герой – царская семья; ее гибель стала одним из прологов драмы России.

Спектакль посвящен 400-летию Дома Романовых. «Для меня «Пиковая дама» – особый спектакль. Его первый эскиз появился в 2000 году как послесловие к XX веку. Меня всегда волновало, что Петр Ильич много плакал, когда писал эту оперу. И его слезы – это и мои слезы. Большинство сцен навеяны болью моей семьи, моего города, моей страны. «Пиковая дама» – это моя боль» (Юрий Александров). «Пиковая дама» – третья постановка Юрия Александрова в Новой Опере (после «Любовного напитка» Г. Доницетти, 2007, а также «Князя Игоря» А. Бородина, 2009).
Одна из вершин мирового оперного театра, удивительное по глубине и силе исследование психологического мира человека, «Пиковая дама» (1890) создана по повести А.С. Пушкина (1833); при этом изменены некоторые детали сюжета, но главное, по-иному расставлены акценты. Их смысл и цель – обострить романтические конфликты «человек – судьба», «жизнь – смерть», «любовь – игра». Формально автором либретто значится брат композитора, Модест Ильич Чайковский, однако невидимым «режиссером» был именно Петр Ильич, обладавший выдающимся литературным талантом и драматическим чутьем.

Для режиссеров разность концепций Пушкина и братьев Чайковских была и остается источником вдохновения, поводом к поиску новых решений. В отличие от известных пушкинизированных версий (Всеволода Мейерхольда, Юрия Любимова, Льва Додина), принципиальной установкой Юрия Александрова стало сохранение как музыкального текста П.И. Чайковского, так и самой логики действия, последовательности картин.


Дирижер-постановщик спектакля – выдающийся оперный маэстро, Народный артист Респуб-лики Молдова, лауреат премии Фонда Ирины Архиповой, главный дирижер Одесского национального академического театра оперы и балета Александр Самоилэ. Художник-постановщик – главный художник театра Новая Опера, Заслуженный художник России Виктор Герасименко.


В спектакле заняты ведущие солисты театра Новая Опера. В премьерных представлениях участвует выдающийся драматический тенор, один из лучших исполнителей партии Германа на современной оперной сцене Владимир Галузин.
Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова
Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова