Музыкальный форум АПозиция

27 Августа 2014
Международный музыкальный форум «АПозиция-10»
18-21 сентября 2014
Санкт-Петербург
Малый зал ЦВЗ «Манеж» (наб. кан.Грибоедова, д. 103)

....«Фестиваль АПозиция – это попытка уйти от распространенного сегодня формата event, от фактической «продажи» музыки и проектов участников фестиваля как товара. Мы бы приветствовали если бы наш фестиваль больше походил на неформальный конкурс, лабораторию и симпозиум. И чаще всего это нам удается. Самое большое удовольствие я получаю, когда вижу как участники фестиваля ревниво следят за выступлениями коллег из-за кулис.
АПозиция во многом мероприятие для музыкантов, как участников так и зрителей. Это не только ревизия достижений мировой музыкальной культуры, но и попытка выработать и предложить свой подход, и демонстрация отечественных результатов.
За почти 20 лет работы нам удалось существенно инспирировать развитие экспериментальных жанров музыки в стране. Это наш безусловный вклад. Теперь пора работать над шедеврами!»....

Алексей Плюснин, художественный директор АПозиции


…«Для того, чтобы объединиться, сначала нужно размежеваться» - запомнившаяся из неизбежного в нашей молодости вузовского курса истории КПСС ленинская фраза приходила мне с тех пор на ум неоднократно. И вовсе не из-за послужившего поводом для нее пресловутого раскола коммунистов на большевиков и меньшевиков, а в непосредственной связи с делом, которым я занимался и продолжаю заниматься большую часть своей жизни. Дело это – практически необъяснимый и трудно постижимый нередко даже для тех, кто им занимается, феномен так называемой «новой музыки». На поверку музыка эта отнюдь не всегда оказывается новой, иногда корни ее уходят и вовсе в глубину веков, во времена, когда и понятия «композитор» еще не существовало. Она не вмещается ни в какие привычные представления о стилях, жанрах, школах и направлениях. И все же, даже в самых противоположных и не имеющих, казалось бы, ничего друг с другом общего ее проявлениях проглядывается едва уловимое и вместе с тем совершенно явственное единство.
Единство это – в противостоянии штампам, косности и зажатости шаблонной традиционной культуры, культуры, которая сама нередко не осознает своей несвободы. Несвободы от предопределяющих ее бытование жестких правил, канонов и норм - то ли навязчиво-бдительного идеологически-партийного официоза, то ли закосневшего и потому ревниво-бдительного институционального истеблишмента, то ли равнодушного и безжалостного рынка.
Вы скажете, что артисты (художники, музыканты и пр.), идущие наперекор традиции, были всегда. Примеров – несть числа, от Пушкина до Шенберга, от Джойса до Дюшана. Однако лишь в 60-70-е годы прошлого века сформировался огромный корпус музыки, для которого разрыв (размежевание) с традиционной культурой и последующее объединение пусть и в аморфную, но столь эстетически важную концепцию «новой музыки» стали осознаваться как насущная необходимость.
Причин тому было несколько. Еще в 20-30-е годы Нововенская школа в Европе, Айвз и Варез в Америке подготовили почву для революционного, подогретого катаклизмом Второй мировой войны тотального пересмотра всех привычных ценностей. В послевоенной академической музыке воцарился радикальный авангард во всем его многообразии – алеаторика и нон-детерминизм Кейджа, математическое изящество конструкций Ксенакиса, тоталитарная тевтонская мощь Штокгаузена, хулиганская раскованность Кагеля и многое-многое другое. Спустя десятилетие за классикой потянулся и джаз – ОрнеттКоулмен придумал фри-джаз, Сесил Тейлор внес в него сложнейшие академические структурные формы, Сан Ра – инопланетный абсурдизм, а Джон Колтрейн – невероятную прежде в джазе духовную, религиозную насыщенность. В середине 60-х рок отмежевался от поп-культуры, а к концу десятилетия практически сформировал свой собственный авангард. Параллельно усилиями Колтрейна, Филиппа Гласса и Джорджа Харрисона в ткань возникающей новой музыки стала вливаться тысячелетняя вне-западная музыкальная традиция – сначала из Индии, а затем и из всего огромного разнообразия мировой музыки.
В России первая попытка организационного оформления нового движения была предпринята еще в глубокие советские годы – созданный в 1979 году в ленинградском ДК им. Ленсовета Клуб современной музыки давал платформу для всего самого интересного и нового в джазовом, академическом или рок-авангарде, включая в свои программы даже и вовсе экзотическую тогда ориентальную музыку.Похоже строилась программа московского фестиваля «Альтернатива». Десятилетием позже традицию подхватил фестиваль «Открытая музыка», а 90-е годы фокус новомузыкальной деятельности на территории бывшего СССР переместился в Москву в Культурный центр «Дом». В Петербурге эту традицию поддерживает фестиваль SKIIF, а в последнее десятилетие еще и форум-фестиваль «АПозиция».
Эстетические и идеологические корни «АПозиция» для человека сведущего читаются даже в самом названии. С одной стороны, нарочитое А вместо правильного О в начале мгновенно отсылает к легендарному SunRaArkestra – одной из самых знаменитых и самых значительных формаций нового джаза. Ну а оппозиция (помимо своего столь милого для бунтарского духа радикалов общего значения) - еще и намек на rock-in-opposition – удивительное явление в европейской и американской рок-музыке 70-х и 80-х, в котором интеллектуальная изощренность, композиционная сложность и импровизационная раскованность музыки сочетались с недвусмысленно четко заявленной политической и идеологической позицией (оппозицией) по отношению как к культурному истеблишменту, так и к шоу-бизнесу»….

Александр Кан (публицист, журналист ВВС, Лондон)



Музыкальный форум АПозиция - это фестиваль мастеров.
Каждый участник Форума - выдающийся мастер в своей области. На протяжении последних 10лет АПозиция представляет зрителю проекты в самом широком диапазоне,
от аутентичной этники или авторской песни до импровизационного джаза или нойза. Участников АПозиции объединяет уникальность, будь то владение инструментом или оригинальность подхода.

АПозиция - это фестиваль контрастов.
Надо обладать широким музыкальным кругозором чтобы оценить всех участников фестиваля, но каждыйнастоящий любитель музыки найдет здесь что-то интересное и
привлекательное. В один день зритель увидит выступление легендарного джазового музыканта, участника Арт-Ансамбля Чикаго, техасского корифея lofi или наивного рока, индийского исполнителя традиционной музыки нона кантри стилгитаре. Виртуозы, в совершенстве владеющие своим инструментом, даже если он существует только в единственном экземпляре, артисты работающие на стыке самых различных жанров,
изобретатели инструментов и техники игры на них, музыканты играющие вне обычной манере, исследователи новых звуков и технологий, вот неполный список тех, кого АПозиция ежегодно представляет своим слушателям.
Место где наука соприкасается с искусством, где глубокая архаика и новейшие технологии, где есть на что посмотреть и узнатьчто-то новое и незабываемое. АПозицию отличает особая атмосфера посвященности во что-то скрытое и неисследованное.

Юбилейный 10-й Музыкальный форум АПозиция пройдет с 18 по 21 сентября 2014 года.

На форуме выступят артисты из 10 стран, среди них легенда мировой рокмузыки Артур Браун (Arthur Brown), автор музыки к двум фильмам Вернера Херцога, один из лучших импровизаторов на гитаре Генри Кайзер (Henry Kaiser), молодой но уже заметный электронщик из Греции под названием NovySad, Катрин Жаньо (Catherine Jauniaux) певица из Бельгии, индус Дебашиш Бхаттачариа (Debashish Bhattacharya), поэт экспериментатор из Испании Эрнесто Эстрелла (ErnestoEstrella).

10-я АПозиция юбилейная, и на неё приедут старые друзья фестиваля.Среди них американский джазовый барабанщик Famoudou Don Moye, шведский саксофонист Dror Feiler, электронный дуэт из США Peter Principle и Dok Gregory.

Музыкальный форум АПозиция это не только концерты, но и мастер-классы илекции, совместные импровизационные занятия и обмен опытом.

Вход на все мероприятия АПозиции свободный. Предварительное бронирование входных билетов доступно на сайте www.aposition.ru.

За 10 лет существования в АПозиции приняли участие более 200 проектов со всех концов света, среди них многие выдающиеся российские и зарубежные артисты: пионерминимализма Terry Riley, аккордеонисткаPauline Oliveros (США), ударник Art Ensemble of Chicago Famoudou DonMoye (США), аккордеонистка-виртуоз Эвелина Петрова (Россия),легендарный саксофонист Peter Brotzmann (Германия), Marcus Stockhausen
(Германия), новатор гитары британец Keith Rowe, звезда голландского нового джаза Ernst Rejeseger, основоположник звуковой поэзии Charles Amirkhanian (США), классик современного авангарда Phill Niblock,Pamela Z, Jim Thirlwell (aka Foetus), Al Margolis, Michael Schumacher,Dimetreas Spaneas, Charles Gayle, Shelley Hirsh, Jasun Martz, Beth
Custer Ensemble, Burton Greene, Gary Lucas, David Moss, Mark Stewart,Rhys Chatham, Tom Buckner, Mia Masaoka, Peter Principle, Dok Gregory,Chris Corsano, Sabir Mateen, (США), Tim Hodgkinson, Brian Godding,Craig Leon, Taylor Kuffner и его уникальный кибернетический гамеланоркестр Gamelatron, Bill Drummond, Geoff Leigh, Mark Jenkins(Великобритания), скрипач Carlos <> Alves (Португалия), King Ayisoba (Гана), Masahiko Satoh, квинтет саксофонистов SXQ (Япония),Хavier Charles, Didier Lasserre, Christian Brazier, Jacques Di Donato(Франция), Sainkho Namchylak (Тува), Dror Feiler (Щвеция), Jooklo Duo(Италия), Roger Arntzen (Норвегия), Дмитрий Каховский, JuhoLaitinen,исполнительница на кантеле и гуслях Olga Shishkina (Финляндия),Yiorgis Sakellariou (Грейия), StrotterInst (Швейцария), Nikolai Galen, Saadet Turkoz (Турция), видео и мультимедийная художница из Монреаля Katherine Liberovskaya (Канада), ZOOM (Австрия) и многие другие.
_____________________________________________________________________________
Художественный директор: Алексей Плюснин
Координатор: Наталья Арсенова
+7 981 75 888 79
www.aposition.ru
in@aposition.ru



Расписание АПозиции Х

Начало в 19.00
18 сентября
Ernesto Estrella (Spain)
Debashish Bhattacharya (India)
Famoudou Don Moye/ Baba Sissoko (USA/Mali)
19 сентября
Khorovod (Rus)
Henry Kaiser (USA)
Novi Sad (Greece)
20 сентября
Peter Stampfel (USA)
Vlad Makarov (Rus)
Arthur Brown (UK) + Byzantine Art Punk Ensemble (Rus)

21 сентября
DrorFeiler (Sweden)
Telesmatic Sound Box (Finland/USA)
Catherine Jauniaux Trio (Belgium)
APosition Orchestra

Участники АПозиции Х
Arthur Brown (Англия)
“Я Бог адского пламени! И я принес вам огонь!» - так начинается всемирный антивоенный хит легендарного британского музыканта, обладателя оперного голоса, магистра философии Артура Брауна.
В далеком 1968 году эта вещь гремела повсюду, возведя ее автора на Олимп шоу бизнеса, откуда он сбежал, предпочтя путь в музыке пути в бизнесе. Кто сегодня помнит авторов многих хитов того времени, из тех, кто посвятил себя карьере в ущерб музыке? Их имена давно забыты, лишь песни крутятся на бюджетных сборниках для ностальгирующих пенсионеров. А Браун спустя 45 лет вновь собрал свой незабвенный Сумасшедший Мир и гастролирует по нему с ним.
Элис Купер, Оззи, Мэрилин Мэнсон, Кисс, Питер Гэбриел и львиная доля вокалистов рок музыки от соул до блэкметал могут с полным правом считаться его верными последователями.

Catherine Jauniaux/Xavier Charles/Jean-Sebastien Marriage (Бельгия/Франция)
Каждый народ имеет свои характерные черты, кои проявляются во всех областях человеческой деятельности. Кухня Франции отличается от кухни Швейцарии как аккордеон отличается от альпийского рога. При этом практически все культуры обладают огромным количеством общих черт, что создает неповторимую палитру. В современную музыку условной Европы некоторые страны внесли столь ощутимый вклад, что их влияние распространилось далеко за пределы их географических границ. Иногда это заметные широкой публике жанры, иногда заметные немногим. Суть процесса от этого не меняется. А есть жанры, которые базируются не на отличиях культур а на том, что их объединяет, и тогда такое явление можно уверенно считать великим. Такова рок музыка, таков джаз, такова поэзия, таков спорт. Примером подобного является так называемый Rock-In-Opposition, весьма синтетический жанр, результат смешения самых разных культур и музык. Он не лежит на поверхности, его надо открыть для себя. Собственно в каждой стране этот жанр носит вполне различимые национальные черты, но что самое главное, это что все проекты этого жанра объединяет некая черта, составляющая, позиция, которая отчасти даже заявлена в названии как противостояние.
Catherine Jauniaux безусловно одна из ярких представительниц этого жанра. Человек оркестр, humansynthesizer. Тончайшая работа с голосом и калейдоскопичное стилевое разнообразие – вот что отличает её работу в Aqsak Maboul или The Work, с такими музыкантами как Fred Frith, Tom Cora, Louis Sclavis, Ikue Mori, Otomo Yoshihido, Marc Hollander, Tim Hodgkinson, Marc Ribot, Zeena Parkins, Butch Morris.

Debashish Bhattacharya (Индия)
Индия - когда-то загадочная экзотическая страна а сегодня место паломничества хипстеров со всего мира. Большинство продвинутой молодежи, которая полгода сидит дома в Москве или Питере а вторые пол года проводит на пляжах Гоа разбирается в индийских богах на порядок лучше чем в родном православии. На психо-этнических openair фестивалях люди одеваются в индийскую одежду, в кафе подают индийскую еду, продают индийский гашиш. Дал, ласи, чапати, карри найти проще чем борщ или кашу.
Но так ли хорошо мы знаем Индию и её культуру на самом деле? Мы прикалывались над Боливудом, но о Сатяджит Рэе не слышали. Мы слушаем Dark Shiva Trance но не отличим ситар от сантура. Что такое вина? А тампура? Кто такие Али Акбар Хан и Закир Хуссейн? Еще старшее поколение знакомо с пластинками, которые ввиду тесной дружбы с Индирой Ганди продавались в советских магазинах, и потому кто-то даже слышал имя Харипрасад Чаурасия, но молодые люди вряд ли. Мы смотрим но не видим, слушаем, но не слышим. В лучшем случае мы знаем РавиШанкара, ведь его продвигали Битлы! Он даже приезжал и блистал своим брильянтом на пальце, когда играл в Филармонии.
Но что мы знаем о современной музыке Индии? Да практически ничего. Мы продаем им оружие, и не интересуемся их музыкой. Ну разве что поверхностно. А ведь у них есть атомная бомба! И их музыка – само совершенство!
АПозиция Х представляет современного индийского музыканта, который не просто продолжает эту богатейшую и, пожалуй, самую развитую музыкальную традицию, но и является настоящим экспериментатором. Его имя Debashish Bhattacharya и он играет на своеобразной разновидности slideguitar, то есть инструмента другой культуры – американского кантри.

Ernesto Estrella (Испания)
Что такое музыка? Очевидно это не только то, что мы привыкли подразумевать под этим; определенным образом чередующиеся звуки и тишина. Музыка давно переросла свое первоначальное значение и может характеризовать любое явление обладающее неким подобием гармонии или другими чертами ассоциирующимися с музыкой или ее составляющими. Музыка новостроек, музыка битвы, музыка слов. Одним из наиболее связанных с музыкой жанров литературы традиционно считается поэзия. Собственно слова, тексты – неотъемлемая часть нескольких жанров музыки, таких как песня или опера. Но и сама поэзия как принято говорить обладает определенной музыкальностью. Потому вполне естественно желание творить музыку при помощи слов. Такой жанр есть, и он называется soundpoetry или звуковая поэзия. Вообще-то признаки этого жанра есть у очень многих вполне традиционных поэтов в виде аллитерации. Тут уместно вспомнить одного из основоположников жанра, русского поэта-футуриста Алексея Крученых. Велимир Хлебников также оказал большое влияние на появление звуковой поэзии.
На Западе появление soundpoetry связано с дадаизмом и футуризмом и такими именами как Тристан Тзара и Маринетти. Бурное развитие жанра пришлось на 60-е 70-е с такими авторами как Уильям Берроуз, Аллен Гинзберг, Чарльз Амирханян, Джон Джорно, Лори Андерсон.
Испанский поэт и музыкант Ernesto Estrella артист именно этого жанра.

Famoudou Don Moye/ BabbaSissoko (США/Мали)
Американский джаз всегда тяготел к своим африканским корням. В 50-е это была афрокубана, в 60-е – афролатина, в 70-е – афропрог. Начиная с 80-х годов появились аутентичные африканские музыканты, которые не просто имитировали популярные жанры добавляя своей специфики, но играли чисто африканскую музыку, хоть и на европейских или американских инструментах. С ними можно было сыграть, даже выпустить альбом, но обычно это сводилось к подыгрыванию на гитарах и синтезаторах их непривычным песням или напротив к вписыванию аутентичного африканца в западную, обычно поп- модель, как, например, поступил с Youssou N’Dour и вообще этникой Peter Gabriel, породив этно-нью-эйдж суррогат World Music. Ощущение складывалось такое же как если бы вы заказали лягушачьих лапок а вам бы подали курятину наскоро оформленную как лапки. Даже черным афроамериканцам приходилось туго при столкновении со своими анцесторами с черного континента ибо они гораздо ближе к европейцам после нескольких сот лет жизни вместе. Но пепел Клааса стучит в сердца оторванных от родины.
Непросто назвать имена тех музыкантов, кто сумел в своей уже абсолютно европеизированной музыке совместить её с традиционной музыкой Африки. Пожалуй сразу приходят на ум только Sun Ra и Art Ensemble of Chicago. И так как африканская музыка прежде всего ритм, то им это удалось именно ритмически, вплетя многообразие структуры одной в изощренность формы другой.
На фестивале АПозиция Х нам представится уникальная возможность услышать и увидеть то, что я описал выше своими глазами и судить насколько этот синтез успешен. Famoudou Don Moye легендарный ударник из Art Ensemble of Chicago сыграет в дуэте с перкуссионистом из Мали Baba Sissoko.


HenryKaiser (США)
Вы можете представить каково играть на гитаре под водой у берегов Антарктиды? А вот Генри Кайзер, калифорнийский гитарист не просто может а знает, потому как делал это и не раз. Страстный дайвер, серфер, импровизатор, миллионер из клана Кайзеров, он напоминает Брайана Ино широтой своих интересов в музыке. Fred Frith, Richard Thompson, David Torn, GratefulDead, Сергей Курехин, Алексей Плюснин, Diamanda Galás, David Lindley, Derek Bailey, HarveyMandel, Wadada Leo Smith, Eugene Chadbourne, Glenn Phillips, Andrea Centazzo, RandyRaine-Reusch, John Tchicai, Zakir Hussain, Rova Saxophone Quartet вот далеко не полный список тех, с кем этот неуемный человек играл и записывался.Его гитара присутствует более чем на 250 записях, кроме того он автор музыки ко многим телевизионным и художественным фильмам, среди которых Encountersatthe End of the World Вернера Херцога, с которым он много лет сотрудничал и для фильма об Антарктиде которого он предоставил свои подводные съемки сделанные у берегов ледового континента. Он лауреат Grammy и один из первых фри импровизаторов гитаристов Америки. И большой друг России.
На АПозиции Henry Kaiser выступит как с сольной программой так и в коллаборации с нашими музыкантами.

Peter Stampfel (США)
Нью-Йорк в 60-х годах прочно зарекомендовал себя как музыкальная столица мира. Гринвич Виллэдж стал местом паломничества музыкантов со всего мира. Образовавшийся там котел исправно выдавал раз в несколько лет целые жанры современной музыки. Neoandacidfolk, freejazz, minimalism, punk. К счастью записывающая промышленность шагнула к тому времени вперед и это позволило задокументировать это уникальное явление вполне. Одним из самых интересных и независимых в своих вкусовых предпочтениях была звукозаписывающая компания Esperento Records или проще ESPRecords. Эта фирма выпускала широкий спектр музыкальной сцены Нью-Йорка того времени. От психоделического фолка TheFugs, TheGods, Holy Modal Rounders до фри джазовых шедевров SunRa, Pharoah Sanders, Albert Ayler.
На фестивале АПозиция Х выступит Peter Stampfel автор песен, скрипач и исполнитель на банджо из легендарной acidfolk группы Holy Modal Rounders. Он также сотрудничал еще с одним нью-йоркским коллективом TheFugs. Если Ливерпуль и Манчестер распевали мелодичные баллады о любви изредка перемежая их рок’н’роллом, то в Нью-Йорке процветал folkrevival с непременными вкраплениями психоделии или даже авангарда. Американская фолк музыка, будь то bluegrass, country, gospel или музыка Аппалачских немцев все это по сути иммигрировавшие со старых мест вместе с носителями жанры, которые в этой уникальной стране получили второе рождение, меняясь и трансформируясь, сплетаясь и растворяясь в соседних таких же «молодых» культурах. Все, что произошло от этого процесса бесценно с точки зрения культурного наследия всего человечества.





Novi_sad (Греция)
Музыка это рассказ, музыка это картина. Как рассказать историю при помощи музыки? А если нет слов? В традиционно нотной музыке функцию рассказа несет мелодия и тональность, гармония. Например «Ода к радости» написана в Ре мажоре, это соответствует желтому цвету, цвету радости. Теория музыки и заключается во многом в том как передать определенные эмоции при помощи неких приемов, которые можно заучить.
Когда в последние 50-60 лет благодаря научному прогрессу и взаимопроникновению различных культур звуковая палитра музыканта увеличилась в несколько раз, оказалось что музыкальных способов рассказать историю или передать настроение существует множество. Один из них – Noise. Этот жанр современной музыки родился с добавлением в музыкальное произведение «не музыкальных» звуков, например таких как шумы. Это по большей части импровизационная музыка имеющая много общего с musiqueconcrete и исполняемая чаще всего на электронных инструментах или приборах способных производить звук. Обычно лишенный четко выраженной гармонической структуры и мелодии Noise оперирует призвуками, паразитными шумами, фидбэками. Часто носит амбиентный характер, предпочитая тембральные изменения гармоническим и настроение - мелодии. Рожденный в горнилах футуризма и дадаизма в безумных головах титанов начала прошлого века на сегодняшний день он занял вполне комфортное место в клубах преимущественно ориентированных на электронную и импровизационную музыку. Он потерял в масштабе и акционизме но приобрел в глубине и содержании.
Именно в этом жанре работает гость из Греции Athanasios Kaproulias. Его проект имеет странное славяноподобное название Novi_sad.
Малый зал Центрального выставочного зала "Манеж"
Центральный выставочный зал "Манеж"
312-25-54
mzm103@manege.spb.ru
Манеж