Зрелищные виды спорта в живописи и скульптуре США

22 Декабря 2011
Тот факт, что спорт пользуется популярностью у публики, вовсе не означает, что он находит пропорциональное этому интересу отражение в искусстве. Футбол и бейсбол, вероятно, наиболее популярные в Америке виды спорта. Но связанные с ними живописные и скульптурные работы оставляют желать много лучшего в этой части культурного наследия США.
Живопись
Материал, рассматриваемый в этом разделе,—плод шестимесячной работы автора над специальной литературой по искусству и переписки с основными художественными галереями Соединенных Штатов. Нельзя утверждать, что даже наиболее популярные зрелищные виды спорта представлены в изобразительном искусстве полно или хотя бы в соответствии с интересом к ним.
Баскетбол. На темы баскетбола удалось обнаружить всего два образца живописи и графики. Это картина «Луизетти снова забрасывает мяч в корзину», написанная в 1936 г. Джеймсом Бингэмом, и акварель Джерома Мартина «Баскетбол в штате Индиана».
Бейсбол. Создание первой работы на эту тему приписывается Томасу Эйкинсу, чьи «Бейсболисты на тренировке» были выполнены в 1875 г.
Как выяснилось, художники не обращались больше к бейсболу до 30-х гг., когда появилось сразу несколько работ, посвященных различным сторонам этого вида спорта: «Бейб Рут — король удара», «Арбитры» и «Притаились» Поля Клеменса (первая—изображение игрока, наносящего удар, которое передает вихрь его движения; на второй показаны две фигуры совещающихся судей; на третьей—развернутая во фронтальной плоскости цепочка игроков, ожидающих очереди вступить в игру). «Принимающий мяч» Джеймса Чапина точно воспроизводит форму и снаряжение игрока, но ничего не дает для показа движения. «Мяч в игру!» — работа того же автора—хорошо описана в журнале «Спорте иллюстрейтед» от 13 сентября 1958 г.:
«Мяч в игру!» изображает группу из судьи и двух игроков во время бейсбольного матча в маленьком городке. Три фигуры, данные на фоне небольшой, залитой солнцем трибуны, замерли в напря¬женном ожидании мяча — его вводит в игру бейсболист, которого зритель не видит. Общее напряжение передано как характерной позой каждой из фигур, так и общим их наклоном в сторону, откуда ожидается удар.
Джейкоб Лоуренс написал картину «Удар» в 1949 г. Изображен момент, когда игрок бьет по мячу. Лоуренс был единственным американским негритянским художником, затронувшим в своем творчестве тему спорта.
Между 1950 и 1955 гг. Томас Михан в манере 
абстрактного экспрессионизма написал по меньшей мере три картины на темы бейсбола.
С 1950 г. до настоящего времени изображение бейсбола — целиком прерогатива художников-иллюстраторов, работающих по заказам журнала «Спорте иллюстрейтед».
Хоккей с шайбой. В 1931 г. была написана картина «Хоккей» (Джун Кнейбель) — вид сверху, с последних рядов трибуны. Фигурки хоккеистов сильно уменьшены. Место, где разворачивается игра, и реакция зрителей в этой картине выписаны более отчетливо, чем движения игроков.
В 1956 г. журнал «Спорте иллюстрейтед» заказал Расселу Хобану серию хоккейных сцен. В номере от 12 ноября они были опубликованы.
Этюды к картинам Рассел Хобан делал в тренировочном лагере хоккейной команды «Торонто мейпл лиф». Они правдиво передают ощущение хоккея — не игры определенной команды или отдельных хоккеистов, а вида спорта. Сам художник говорит об этом так:
Во время утренних и дневных тренировок воз-гласы игроков эхом отдаются в морозном воздухе безлюдного стадиона. Ветераны стараются играть так, чтобы остаться в команде, а новобранцы — показать себя... Тренер—у него пронзительный взгляд и резкий голос—носится за игроками со свистком в зубах... На первой картине я показал, что он гонится за ними по пятам, как терьер.
Бокс. Начиная с 1865 г. профессиональный и любительский бокс был популярной темой среди многих художников. Наиболее ранний пример обращения к этой теме — картина «Промах» Джорджа Хейеса, написанная приблизительно в 1865 г. Это статичная композиция, не дающая практически никакого представления о боксе.
В том же духе были выполнены 55-летним Томасом Эйкинсом несколько боксерских сюжетов, таких, как «Рефери ведет счет» (1898), «Приветствие» (1898) и «Между раундами» (1899). Ни на одной из работ не изображен бой (всего ближе к изображению боя «Рефери ведет счет»).
Наиболее известны произведения, посвященные боксу, Джорджа Беллоуза.
Брюнинг (1945) пишет по поводу его работ:
«Члены боксерского клуба» и «Вечер у Шарки» (автор имеет в виду боксерский клуб Тома Шарки.)— лучшее из созданного Беллоузом на темы бокса. Полотна, написанные им позже, страдают и от потускневшей со временем зрительной памяти автора, и от очевидной утраты интереса к предмету изображения, который для такого непрерывно ищущего художника превратился в нечто вроде «поношенной шляпы»... Картина «Члены боксерского клуба» изображает бой профессионалов. Очевидно, что, когда Беллоуз работал над ней, его интерес к теме был обострен до предела; сочетание свежего впечатления с воображением дало потрясающий эффект. Вспомним, как он писал одному молодому художнику: «Я по-прежнему удовлетворен «Членами боксерского клуба». Удовлетворен — слишком слабо сказано о столь выдающемся произведении, отражающем стремительную мощь бокса не только посредством прекрасной композиции фигур, которая передает ритмичную игру мускулистых тел, но и при помощи драматического впечатления, создаваемого цветовыми пятнами, сверкающе- яркими и темными,—они усиливают эмоциональное воздействие сцены.
Мэхонри Янгу, более известному скульптурными работами, изображающими боксеров (и других спортсменов) в движении, принадлежит небольшой живописный этюд «Два боксера», сделанный в 1936 г. (Это произведение числится под номером 95 в каталоге Бостонской выставки. Репродукции его не встречаются.)
Умберто Романо избрал бокс одной из тем для своей серии «Образы Человека». В сопроводительном тексте к репродукции картины «Нокаут» (серия создавалась около 1942—1945 гг.) в сборнике Британской энциклопедии он пишет:
Мне всегда хотелось изобразить на полотне нокаут. Толпа на матче профессионалов, горячий, резкий, ослепительный свет, тяжелые клубы голубоватого дыма, выкрики, язвительные замечания, общее напряжение. Я был возбужден, тронут, вдохновлен горячим светом, который падает на ринг, на человеческие тела, необузданной мощью этих двоих, взвинченными, жесткими формами, которые рождает бой двух неистовых тел — временами почти животных,— то совершающих скачки, то расхаживающих в расчетливом ожидании единственного, величайшего, кульминационного момента, когда противник раскроется для удара, убийственного удара—нокаута.
В «Нокауте» Романо запечатлел боксеров в момент нанесения одним из них удара. Действие целиком заполняет полотно — так видит бой рефери на ринге. В картине нет ни одной посторонней детали, которая отвлекала бы внимание от того, что происходит.
Скачки. Живопись на тему скачек встречается не так часто, как изображения известных породистых лошадей. Этот факт подтверждается каталогом Национального музея скачек.
В самом конце прошлого столетия Альберт Пинкхэм Ридер написал картину «На дистанции», изображающую одинокого всадника во время скачек. Это полотно, по всей видимости, богаче аллегорическим смыслом, чем спортивным содержанием.
В 1920 г. Фрэнк Босс создал картину, изображающую приближение группы всадников к финишной отметке.
Картина «Последняя скачка Дарк сикрет», принадлежащая кисти Харольда фон Шмидта (1934), схожа по сюжету с полотном Босса. В них видно мастерство художников, точно уловивших движение, но передавших его как на фотоснимке.
«Преодоление препятствия», написанное Джоном Грабахом в 1939 г.,—также почти фотографическое изображение всадников в момент завершения прыжка. В личной переписке с автором этой книги Джон Грабах писал: «Отвечая на Ваш вопрос по поводу картины «Преодоление препятствия», скажу, что в работе над ней меня интересовал не спорт — меня интересовали красота, изящество движений и формирование композиции из движущихся фигур».
Впервые отход от фотографичности был совершен в 1956 г. Джоном Корбино, картина которого была воспроизведена журналом «Спорте иллюстрейтед» в марте 1956 г. Она называлась «Перед стартом». Эта картина важна потому, что ею отмечено изменение в отношении журнала «Спорте иллюстрейтед» к произведениям, только комментирующим спорт, в пользу произведений, новаторски осмысливающих его. Репродукция сопровождалась статьей, озаглавленной «Фантазия скачек», в которой критик писал:
Оживление и возбуждение, как будто вибрирующие в воздухе над ипподромом, когда всадники выстраиваются на старте, выражены Джоном Корбино средствами живописи... Истоки его дарования— в стиле Делакруа, в творчестве Рубенса, а свои сюлсеты он часто черпает в мире карнавалов и скачек, где цвет и движение неразлучны.
В картине «Перед стартом» Корбино удалось предельно выразительно и декоративно передать движения животных, напряжение их мышц, создать богатый красками полуфантастический-полуреальный мир.
И в дальнейшем живопись на темы скачек появлялась на страницах журнала. В 1960 г. Мортон Роберте написал картину «У финишной черты». В 1962 г. Томи Унгерер проиллюстрировал статью «О дерби в Кентукки» в «Спорте иллюстрейтед» серией акварелей. Все эти работы были выдержаны в духе абстрактного экспрессионизма и скорее передавали атмосферу скачек, чем изображали их. Метци (1962) писал о серии акварелей Унгерера:
Свои впечатления от дерби в Кентукки Томи Унгерер выразил в упрощенной цветовой гамме. Лошади и жокеи изображены в виде прямоугольников: всё в напряжении, в полете, всё создает ощущение скорости, движения и—ничего больше.
Есть некоторое количество произведений, точно пере-дающих действия спортсменов, но не всегда с достаточным их пониманием. Часто недостаток спортивного содержания художник пытается возместить передачей настроения или чувства, сопутствующих восприятию данного вида спорта; это в особенности свойственно абстракционистам.
Скульптура
Изображение человеческого тела в скульптуре следовало традиционным принципам, впервые примененным древнегреческими ваятелями. Но разные скульпторы трактовали формы тела спортсмена более или менее реалистично, в соответствии с индивидуальными творческими стилями.
Баскетбол. Семь произведений скульптуры посвящены баскетболу. Два из них, оба названные «Баскетболисты», выполнил Клементе Спампияато. Одно представляет собой бронзовый барельеф, другое — уникальную по своей композиции скульптурную группу, в которой фигура игрока, прыгающего за мячом, почти полностью оторвана от опоры. Три скульптуры на баскетбольные темы выполнил Джозеф Браун. Это «Поворот» — в бронзе изображен игрок, готовящийся отдать пас; «Прорыв» — высокорослый, стройный баскетболист правой рукой ведет мяч, а левую выставил словно для того, чтобы сдержать атакующего соперника. И третья—«Билл Брэдли» — показывает спортсмена, полного решимости не отдавать сопернику мяч. О скульптуре, названной «Боб Коузи в игре», которую изваял Стенли Мартино, можно сказать, что автору удалось решить наисложнейшую задачу— передать движение тела в пространстве. Еще одна баскетбольная скульптура, «Вертикаль» Руби Голдберга,— это произведение в духе Джиакометти, где вытянутые пропорции подчеркивают рост игрока, держащего мяч на вытянутой руке.
Бейсбол запечатлен в девяти скульптурных работах. Две из них выполнил Клементе Спампинато: «Отбивающий игрок» и «Подающий» («Бросок») — обе в 1950 г. Большинство скульптур изваял Джозеф Браун — чаще, чем кто-либо из скульпторов, затрагивавший бейсбольные темы.
Хоккей с шайбой никогда не был особо популярным у скульпторов. Джозеф Браун выполнил небольших размеров скульптуру «Хоккеист», изображающую форварда, стремящегося к воротам соперника и оглядывающегося назад в ожидании передачи. Менее динамична, чем этюд Брауна, работа Сибил Кеннеди (под тем же названием), к тому же несколько небрежная в отношении анатомии.
Бокс представлен в скульптуре XX в. по меньшей мере 31 произведением. И вновь здесь выделяется Джозеф Браун. В одной из первых скульптур—«Боксер, бинтующий кисти рук» — автор показывает мощь тела боксера, его силу. Другая скульптура Брауна—«Соперник», выполненная в 1951 г., изображает боксера, который приветствует противника поднятой на уровень головы рукой в перчатке. Четыре скульптуры Брауна посвящены упавшему, утомленному или потерпевшему поражение боксеру: «Пьета, 1944 год н. э.», «Ни слова», «Боец» и «Упавший». Однако большая часть скульптурных работ Брауна изображает действие, которое развивается на ринге, воплощая его либо в одной фигуре боксера в различные моменты боя, либо в двух фигурах соперников, обменивающихся ударами, контратакующих или защищающихся.
Среди одкофигурных скульптур на темы бокса работы Р. Тэйта Маккензи, такие, как «Боксер», «Почему бы и нет—II» и «Инвиктус» (лат., непобежденный.). «Почему бы и нет—II» показывает две позы в одной (у фигуры четыре руки), в атаке и в защите. «Инвиктус» изображает боксера, полу преклонившего колени и упирающегося правой рукой в пол, в то время как рефери, видимо, ведет счет. Напряжение, которое ощущается в фигуре спортсмена, показывает, что он готов возобновить бой прежде, чем будет засчитан нокаут. «Боксер», которого изваял Ричард Бартр в 1942 г., изображает спортсмена, подавшегося в попытке защититься назад и одновременно наносящего ответный удар правой. Эта работа, в которой чувствуется влияние Джиакометти, передает движения боксера в первых раундах боя, когда он еще быстро перемещается по рингу, оценивая противника. В его осанке ощущаются бодрость, возбуждение, движения ног пружинисты.
Наконец, необходимо упомянуть о работах Мэхонри Янга и Клементе Спампинато. В скульптуре «Боксеры» Спампинато запечатлел момент поединка, когда один из соперников наносит другому удар справа в голову. Мэхонри Янгу в четырех работах—«Нокдаун», «Грогги», «Портрет Джо Ганза» и «Удар справа в голову»—удалось передать не только движение, но его ритмику и раскованность.
Авангард
Спорткомплекс Авангард
Украина, город Киев,улица Мельникова, д. 48 время работы: ежедн. 6:00-24:00 Спортивные школы +38 (44) 483-24-97 +38 (44) 483-34-88
avangardsport@ukr.net
Играть в баскетбол