Искусство Большого стиля

30 Сентября 2015
Музей-заповедник «Царицыно» приглашает 8 октября в 16.00 на пресс-показ новой постоянной экспозиции «Искусство Большого стиля (советское декоративно-прикладное искусство 1961-1991 годов)», которая открывается в Большом дворце. Экскурсию для представителей СМИ проведет куратор Ольга Докучаева.

Официальное открытие экспозиции состоится в 17.00. А затем, в 18.00 пройдет круглый стол на тему «Госзаказ: за и против».
Сегодня, когда художники не имеют гарантированного заработка, многие галеристы закрывают свой бизнес, а предприниматели все реже инвестируют в искусство, все чаще возникают разговоры о возрождении госзаказа. Как возник такой механизм финансирования искусства государством? Почему многие советские художники в годы перестройки считали великой утратой отказ от госзаказа? О чем следует помнить всем творческим людям, мечтающим отдать свободу творчества за стабильную зарплату под контроль государства и чиновников? А главное, что благоприятнее для самого искусства: госзаказ или свободный рынок? Это только некоторые из вопросов, которые могут стать темой для обсуждения.
Если вас интересует эта проблема, и вы готовы высказаться, приглашаем вас присоединиться к дискуссии.

«Манежное искусство» – так, несколько пренебрежительно, критики и искусствоведы привыкли называть произведения живописи, скульптуры и декоративного искусства, которые в 1960-1980-е годы предназначались для главных художественных выставок страны. В постсоветское время их часто обвиняли в официозе, примитивной ангажированности. Однако с тех пор, как состоялась последняя «манежная» выставка, прошло более тридцати лет. Настала пора посмотреть на наше наследие свежим взглядом.
Коллекция декоративного искусства музея-заповедника «Царицыно», созданного в 1984 году как Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, формировалась в значительной степени именно из произведений, побывавших на республиканских, всесоюзных, международных выставках и получивших многие награды. Большинство из них предназначались для общественных пространств, музейно-выставочной жизни. Акцент делался на уникальности авторского высказывания, необычности средств выражения. Предпочтение отдавали масштабным темам, крупным формам, обобщенному, метафоричному языку. Это было искусство Большого стиля. В 1970-1980-х годах именно оно задавало тон, привлекало таланты, определяло лицо отечественного декоративного искусства.
Экспозиция «Искусство Большого стиля», занимающая в залах Большого дворца около 900 м2, построена по тематическому принципу, господствовавшему на «манежных» выставках. Ее разделы («На страже Родины», «Праздники и будни», «На просторах великой Родины», «Молодость и спорт», «Искусство – народу», «Земля и космос» и т. п.) обозначают почти все наиболее важные аспекты идеологически заданной картины мира, которую было призвано отражать искусство той эпохи.
В залах экспозиции представлены более 400 предметов из самых сильных разделов собрания музея, работы наиболее талантливых авторов, чье творчество расцвело в 1960-1980-е годы. Это стекольщики Б.Смирнов, С.Бескинская, В.Муратов, А.Остроумов, Л.Савельева, Б.Федоров, В.Филатов, В.Шевченко, Дмитрий и Людмила Шушкановы; фарфористы П.Леонов, В.Городецкий, И.Олевская, Е.Гатилова; керамисты В.Гориславцев, А.Задорин, Т.Зубова, А.Бдеян, В.Цивин, Л.Шулгайте ; мастера гобелена Р.Хеймратс, Р.Богустова, Л.Соколова, Б.Мигаль, М.Томберг, Л.Альтман, С.Гавин, М.Звирбуле, Л.Эрм, Г.Кандарели и многие другие.
Выбрав лучшее из лучшего, мы предлагаем современному зрителю самому оценить, насколько декоративному искусству 1961–1991 годов удалось выдержать беспристрастную проверку временем.
Куратор экспозиции «Искусство Большого стиля» - Ольга Докучаева (заместитель директора по экспозиционно-выставочной, научно-издательской и музейно-образовательной деятельности).
Автор дизайна выставочного проекта – Мила Введенская (член Союза художников России и Московского союза художников).