…И кончилось в мире злодейство

23 Апреля 2013
19 апреля во всем мире индуисты отметили День явления Рамы – главного героя древнего эпоса «Рамаяна», на протяжении тысячелетий популярного не только в Индии, но и в странах Юго-восточной Азии. С середины 60-х годов прошлого века, когда в Америку приехал Бхактиведанта Свами Прабхупада, снискавший славу у своих соотечественников проповедник вайшнавизма (на Западе более известного как «кришнаизм»), поклонение Раме стало распространяться по всем странам, в том числе, и в России.
Рама-Навами, как называется празднование прихода на землю Рамы, не одно десятилетие отмечают и российские вайшнавы (кришнаиты). В Московском храме Кришны, который является частью будущего Центра Ведической Культуры, по случаю этого знаменательного для сотен миллионов людей события была проведена ягья (обряд приношения на священный огонь зерна и гхи – топленного масла), а также абхишека (обряд омовения Божеств). Не обошлось и без культурной программы – перед собравшимися почитателями ведической культуры и философии выступила популярная среди кришнаитов и их сторонников группа «Агент 108».
Те, кто относится к Раме как к одному из воплощений Бога, в день Его явления постились до захода солнца, после чего вкушали изысканные вегетарианские блюда. В завершение праздника все собравшиеся пели известную теперь по всему миру (а некогда тайную) мантру Харе Кришна, Харе Рама, в которой различные имена Бога указывают на Его всеблагие качества. Кришна переводится как «всепривлекающий», а Рама – как «всерадующий».
Авторство «Рамаяны», в которой насчитывается 24 000 стихов (что в четыре раза больше «Илиады»), приписывается мудрецу Вальмики. Говорится, что события, которые описывает поэт, происходили в другую эпоху, в Трета-югу (Серебряный век), поэтому многое в «Рамаяне» нашим современникам представляется «волшебной сказкой», а сами герои – «собирательными народными образами». Между тем, несколько лет назад по телеканалу «Культура» был показан фильм «Мост Рамы» (режиссер – Александр Волков), в котором исследуется путь Рамы со своим войском из Юго-восточной Индии на Ланку, где в то время правил демонический царь Равана. Съемки отчетливо показывают остатки растянувшегося на многие километры моста, по преданию построенного из плавающих камней разумными обезьяноподобными существами. Сегодня в музее индийского городка Рамешварам можно увидеть пористые камни, которые не тонут в воде. Сам же Рамешварам прославился среди паломников и туристов огромным храмом Шивы, построенным благодаря победе Рамы над Раваной,

Именно освобождение земли от царства злонравного Раваны является главной целью нисхождения Рамы в материальный мир. Как и любое гениальное произведение, содержание «Рамаяны» имеет несколько смысловых уровней. Если же признать, что речь в этом древнеиндийском эпосе идет о божественных деяниях, то его смысл окажется безграничным.

Благодаря своей, подчас, труднодостижимой глубине, содержание «Рамаяны» остается свежим, злободневным и востребованным во все века. Изгнанный накануне своей коронации завистливой царицей в лес принц Рама не стал обижаться и мстить младшей жене своего отца. Крайне неблагоприятную для своей карьеры и жизни ситуацию (за ним в лес на долгие годы последовали его жена Сита и брат Лакшман), Он использовал как для собственного блага, так и для блага всего мира. Показав высшие образцы человеческих взаимоотношений и поведения, дав пример беззаветного следования дхарме, или долгу, Рама тем самым утвердил главный принцип цивилизованной жизни – ягью, жертвенность. Только благодаря готовности человека к служению, к жертве может быть преодолено всё зло этого мира, о чем многие тысячи лет грезит человечество.

Не потому ли из века в век люди читают и пересказывают «Рамаяну» на своих языках, как это в свое время сделала переводчик Вера Потапова:
Он (Рама – Авт.) был, – в человеческом облике – Вишну предвечный, –
Испрошен богами, чтоб Равана бесчеловечный
Нашел свою гибель и кончилось в мире злодейство…

Как бы там ни было, но те, кто поклоняется Раме, как минимум, кончают со злодейством в своем собственном сердце. А преображение мира, как известно, как раз и начинается с преображения своего сердца.
Вадим Дышкант
Центр Ведической Культуры
+7 915 188 59 84
ydd@veda.ru
Сайт Центра Ведической Культуры