Нурия Архипова о покупательной способности россиян

1 Марта 2017
Реальные денежные доходы населения в январе 2017 года выросли на 8,1 процента по сравнению с январем 2016 года, сообщает Росстат. Январская статистика розничных продаж, по данным Bloomberg, ухудшилась. Тревожная тенденция сохраняется 25 месяцев подряд. Потребительский спрос в России непрерывно снижается. В прошлом году — более чем на пять процентов, хотя ВВП сократился лишь на 0,2 процента. Общий оборот розничной торговли в России в 2016 вырос на 2,2 процента относительно 2015 года. Однако в сопоставимых ценах объем розницы сократился на 5,2 процента.
Это происходит на фоне стабилизации экономики. Получается, что сектор, на который приходится 52 процента российского ВВП, до сих пор не нащупал дна кризиса. Потребители не считают, что худшие времена позади. 78 процентов россиян полагают, что Россия втягивается в экономический кризис, тогда как в сентябре такого мнения придерживались 74 процента респондентов.
Кризис потребительских доходов бьет не только по рознице, но и по сфере услуг, а также по промышленности и строительству в тех сегментах, которые ориентированы не на инвестиционный, а на конечный спрос населения. Специалисты прогнозируют, что 2017 год «пройдет под знаком непрекращающегося приспосабливания к потребителю для выработки оптимизационных моделей сохранения рентабельности бизнеса». По их оценке, новая избирательно-сберегательная модель потребительского поведения населения напоминает стратегию походов в магазин за продуктами времен СССР.
«Есть существенная разница, между тем, какая ситуация была тогда и сейчас, - считает директор по развитию компании Staff Line Group Нурия Архипова, - в эпоху развитого социализма выискивали сам товар, а сегодня — товар по минимальной цене. Если два-три года назад большинство россиян приобретали продукты, как правило, в одном магазине, то сейчас почти каждый раз обходят две-три торговые точки. Выходом из кризиса для магазинов, реализующих продукты питания, произведенные в России, может стать введение продовольственных карточек для населения, находящегося по уровню доходов ниже черты прожиточного минимума. По статистике, сегодня к этой категории относится около 20 миллионов российских семей. Также, особое внимание стоит уделить работе с персоналом, сделать акцент на обучение с помощью цифровых технологий, позволяющих автоматизировать процессы, повысить производительность труда. Все это должно положительно сказаться на рентабельности бизнеса».
Кирилл
-