CNN International изучает роль Казахстана в развитии современного Шелкового Пути

30 Июля 2015
В этом месяце новая серия программ телеканала CNN International Шелковый Путь: Прошлое, Настоящее и Будущее продолжает путешествие длинною 8 тыс. км. по объектам древнего Шелкового Пути – далекие пустыни, снежные вершины гор и шумные города Казахстана.

Века назад на Великом Шелковый Пути лошади для Казахстана были тем же, что и шелк для Китая – основным товаром. Китайские торговцы шли по пути, пересекая Восточный Тянь-Шань, через Казахстан, караваны были загружены шелком, наиценнейшем товаром. В обмен на шелк казахские кочевники снабжали их центрально-азиатскими лошадьми, славных своей силой и выносливостью. Эта система обмена позволила китайцам обеспечить лучшую транспортировку товаров, позволила им пройти еще дальше и добраться до Европы.

В этом месяце в рамках программы CNN International «Великий Шелковый Путь: Прошлое, Настоящее и Будущее», я попыталась выяснить, как современный Казахстан надеется вернуть себе историческое значение транзитного и торгового центров, центра, где пересекаются Восток и Запад. На современном торговом пути лошадей заменили поезда, центры логистики заменили перевалочные пункты. Тысячелетия назад верблюды и караваны месяцами пересекали километры песчаных дюн, чтобы добраться из Китая в Европу. Сегодня же это займет едва ли неделю благодаря Казахстану, положившему начало уже «железному» Шелковому Пути.

Более 17,000 километров железнодорожных путей, пролегающих через огромные просторы открытой местности, соединят даже маленькие поселки Казахстана. Легко понять, почему он так жизненно-важен для Казахстана. Самый длинный железнодорожный маршрут в мире – 8077 миль; поездка, длиною в 21 день - из Китая через Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу, Германию, Францию и наконец в Испанию. Пожалуй, это самый наглядный пример того, что представляет из себя современный Великий Шелковый Путь.

Когда в 11 веке столицу Китая перенесли на восток из Сианя в Пекин, торговля по Шелковому Пути ослабла. Китай сосредоточился на морской навигации и торговле с востоком. Этот курс на восток ощущается и сейчас, в современном Китае, так как большинство китайского экспорта проходит через порты Шеньчженя и Шанхая, вдоль проливов Малаки и Индии, через Суэцкий канал в Европу и далее.

Все больше и больше производители движутся вглубь страны, и вместе с этим Китай надеется на развитие торговли с западом, следуя примеру легендарного Шелкового Пути, опять делая Сиань окном в Европу. В то время как доставка по морю занимает около пяти недель, новый поезд по Шелковому Пути доставит товар из Китая в Европу всего за три недели. Такая стоимость перевозки дороже чем морская, но более краткие сроки делают его окупаемым для транснациональных компаний, зависящих от мировой торговли. Официальные лица в Казахстане сообщили мне, что на данный момент целью является совершенствование внутреннего маршрута и снижение стоимости настолько, чтобы новый Шелковый Путь стал еще более привлекательным для бизнеса.

Самый большой наземный порт и логистический центр Казахстана, построенный в Хоргосе - огромнейшая Зона Свободной Торговли посреди пустыни на границе с Китаем. Власти считают, что это последний шаг к возрождению нового Шелкового Пути. Каждый день два-три товарных поезда прибывают из Китая на центральную станцию Алтынколь. Китайские поезда не могут пройти без остановки здесь из-за разной ширины рельс. Груз необходимо перегружать на казахстанские поезда. Весь процесс занимает всего четыре часа. Еще пару лет назад через Казахстан проходили только российские поезда, но уже в прошлом году, только в Алтынколе было разгружено около двух миллионов тонн китайского груза. Власти ожидают увеличение этого объема в два раза.

Потенциал очевиден. И, как сказал один из сотрудников логистического центра , задача не только усилить экономику в пост-советское время, но развить даже самые отдаленные уголки страны. В Казахстане находится одно из крупнейших нефтяных месторождений в мире, но как и во многих нефтедобывающих странах, богатство распределено неравномерно и другие отрасли не столь развиты.

Я увидела это развитие в Хоргосе собственными глазами, где новый наземный порт создает новые рабочие места, ведь вокруг выстроен целый город, со спортивными комплексами, магазинами и даже местными дискотеками. И пусть Хоргосу еще далеко до китайских высоток, построенных на приграничных зонах, но все-таки уже можно ощутить в каком направлении движется Казахстан.
Максим Остроухов
Пресс служба CNN International