Редкую работу Ладо Гудиашвили, полотна Поленова, Харламова, Борисова-Мусатова, Рериха представляет Дом Кабинетъ в июне в ЦДХ

6 Июня 2014
Главным предметом аукциона «Русская живопись и графика XIX-XX веков» ¹ 25 (74) станет никогда прежде не появлявшаяся на рынке работа грузинского живописца Ладо Гудиашвили «Красавица на берегу озера» (1930-40-е гг., картон, масло, 33 х 40 см). Работа создана в ранний послепарижский период – свидетельства семьи художника и результаты химического анализа указывают практически точную дату создания – до 1938 года. Картина, отличающаяся тонким колоритом, написана в лучших традициях парижского периода творчества великого грузинского художника. Полногрудая и, вместе с тем, непорочная грузинская красавица, воплощающая высшую неземную красоту – один из неизменных мотивов творчества Гудиашвили. Перевод грузинской надписи на обороте картины может трактовать слово «красавица» и как «красотка» (возвышенный мотив соседствует здесь с иронией). Картина происходит из одного крупного московского частного собрания и подарена непосредственно самим художником. Об этом свидетельствует авторская оригинальная надпись на обороте картины: «Уважаемой и дорогой <...> во славу ее доброго сердца. Пусть это маленькое произведение будет навеки целебным эликсиром./ С дружеской любовью Ладо Гудиашвили/ 18 ноября 1966 г./ Тбилиси».

Также будет представлена подборка картин «охотничьего» жанра. Две парные работы 1903 года потомка знаменитого рода Муравьёвых известного художника-пейзажиста – графа Владимира Муравьёва: «Раннее утро» и «Весенняя песня глухаря», оцененные каждая в 520-650 тыс. руб. Экспрессивная динамичная картина живописца-анималиста Евгения Тихменёва «Охота на медведя с рогатиной» (1904 г., эстимейт 3–4 млн. руб.). Полотно «Сцена охоты» (нач.XXв.) придворного художника Рудольфа Френца – одного из самых популярных мастеров охотничьего жанра второй половины XIX в. Рудольф Френц-старший рисовал для трёх русских императоров Александра II, Александра III и Николая II. А также работа знаменитого архитектора, художника-акварелиста Александра Хренова, который был назначен архитектором Исаакиевского собора, а по заказу императорского двора выполнил несколько акварелей, изображающих императорские охоты. Выставляется его огромная для акварели размера работа «Глухарь. Лесной пейзаж» (1895г.)

Рисунок пером Юрия Пименова «Зонты» (1961г.) изображает излюбленный сюжет художника – дождь в городе, дождь в Москве. Как писал сам Пименов: «Дождь сам по себе великий художник, превращающий самый банальный городской пейзаж в симфонию свежих, поющих согласно красок...». Несмотря на камерность работы (размер листа из альбома – 19,5 х 26,5), эксперты аукциона считают, что работа вполне может стать одним из топ-лотов.
Этюд Василия Поленова «Внутри Храма Царя Соломона в Иерусалиме» (1881г.) был написан во время путешествия художника по Египту, Сирии, Палестине и Греции. Во время поездки художник создал множество этюдов, которые были выставлены на XIII Передвижной выставке в 1885 г. и приобретены П.М. Третьяковым. В работах «палестинской серии» архитектура библейских мест становится самостоятельной темой. Художник изображает монастырь на берегу, фрагмент средневековой городской застройки, двор в Палестине с античными полуколоннами, Эски-Сарайский сад в Константинополе. Эти архитектурные мотивы Поленов использовал в знаменитой картине «Христос и грешница», где действие происходит, по-видимому, перед храмом Соломона.
Картина «Маленькая цветочница» кисти Алексея Харламова написана в конце XIX – перв. четв.ХХ вв. в характерном для художника жанре девичьего портрета.
Обращает на себя внимание и этюд Владимира Стожарова «Ярославль. Кремль» (1970 г.) к его программной картине «Ярославль. Кремль. Лунная ночь» (1971г.).
Редчайшим ранним этюдом представлен тонкий художник-символист Виктор Борисов-Мусатов – это небольшой холст «Пейзаж с камнями» (1895г.,38,4 х 46,3 см). В 1894 г. великая княгиня Елизавета Федоровна приобрела картину В.Э. Борисова-Мусатова «Майские цветы» (1894, ГТГ) на ученической выставке в МУЖВиЗ. На деньги, полученные за проданную картину, летом 1895 г. в поисках новых, ярких впечатлений художник отправился в путешествие по Крыму и Кавказу. Здесь он написал множество эмоциональных натурных этюдов, изображающих морской берег, нарядные домики, освещенные солнцем или светом луны, играющих на берегу детей («Крымский этюд», 1895, ГТГ). Представленный на аукцион коллекционный этюд музейного уровня «Пейзаж с камнями» был выполнен во время этой незабываемой для художника поездки.
Среди подборки из нескольких работ Светозара Русакова – советского художника-мультипликатора, бессменного художника-постановщика 16-ти серий популярного мультсериала «Ну, погоди!», – помимо знаменитых кадров из мультфильма с Волком и Зайцем, выставляются его значительно более редкие, практически неизвестные акварели «Сусанна и старцы» и «Давн и Нимфа».
Впервые выставлен небольшой раздел из 15 икон. Особое внимание стоит обратить на икону Тихвинской Богородицы конца XVIII в. В идеальном состоянии другая икона Пресвятой Тихвинской Богородицы конца XIX-начала XXвв. знаменитой Мстёрской школы. Интересна очень редкая икона Кипрской Богородицы XIXв. – в оригинальном окладе мастерской золотых и серебряных изделий И.Ф. Тараброва, 1896 г.

Выставка открыта до 9 июня 2014 – ежедневно с 11.00 до 19.00.
Аукцион состоится 10 июня в 18.30. Москва, Крымский вал, д.10. ЦДХ (зал ¹ 1 Тел.8-499-238-14-69).
Виктория Маркова
Аукционный дом Кабинетъ
8-499-238-14-69
kabinetauctions@gmail.com