Екатерина Рокотова: как полюбить документальное кино

16 Апреля 2018
Кажется, остается все меньше людей, верящих в стереотип, что документальное кино — это, в противовес игровому, скучная смесь бубнежа говорящих голов и невнятной архивной хроники. Актриса Екатерина Рокотова считает, что этот стереотип и вовсе должен исчезнуть, и рассказывает, с каких фильмов стоит начать знакомство с этим видом кинематографа, чтобы им проникнуться.
«Эми» (2015)
Если нужно выбрать только один фильм, я бы назвала «Эми». Причин несколько. Во-первых, если вы никогда не смотрели документальное кино и имеете против него предубеждение, то именно с такого жанра и стоит начинать свое знакомство. Увлекательная эмоциональная история удивительной девушки, сгоревшей так рано, но успевшей так много. Во-вторых, если вы уже имеете привычку смотреть неигровое кино, но по какой-то причине пропустили этот фильм, то его стоит посмотреть, чтобы оценить сильную режиссерскую работу. Фильм, к слову, номинант на «Оскар» и лидер по многим зрительским рейтингам. Ну и главное — дневники Эми Уайнхаус, ее реальные голосовые сообщения. Это захватывает и не отпускает. В-третьих, если вы уже видели этот фильм, то такое кино можно пересматривать спустя время, так же как мы пересматриваем любимые игровые фильмы, чтобы снова посмеяться, поплакать, провести параллели и не пожалеть о потраченном времени.
«Париж в огне» (1991)
«Париж в огне» — культовая документальная картина Дженни Ливингстон, рассказывающая о зарождении дрэг-культуры и вогинга. Фильм впервые был представлен на кинофестивале в Торонто в 1990 году, сорвал призы на «Санденсе» и Берлинале, а позже с успехом был выпущен в американский прокат, что довольно удивительно для такого неформатного инди-кино хоть и большого размаха: картину снимали на протяжении шести лет. Культовый статус фильм имеет не только в мире кино, но и в модной индустрии: главные модные коды эпохи — спортивный стиль и нарочитый powerdressing — героини интерпретируют виртуозно. Этот фильм попал ко мне в руки в период, когда я с большим интересом следила за развитием такого жанра искусства как современный танец и как на это влияет поп-культура. Главным открытием стал клип Мадонны «Vogue», благодаря которому я и узнала об одноименной культуре. «Париж в огне» помог осознать, что вогинг — не просто набор красивых движений, имитирующих позы моделей для журналов, а целый мир со своей историей, основанной на социальной несправедливости и желании отстоять свою идентичность. С этой картины я начала воспринимать документальные фильмы не только как способ рассказать интересную историю из жизни, но и как важные документы эпохи. В этом смысле «Париж в огне» — уникальная хроника выживания квир-комьюнити Гарлема 1980-х в «белом мире», хроника его надежд, страданий, побед и поражений, а также свидетельство зарождения культуры, колоссальным образом повлиявшей на моду, танец, представления о красоте и гендере и даже на американский сленг.
«В ожидании волн и частиц» (2015)
Если выделять один фильм, то, скорее, мне бы хотелось отметить ту документальную работу, которую я осознанно выбрала для просмотра три года назад. Подошла к вопросу ответственно и купила билеты за несколько недель. Это был документальный фильм «В ожидании волн и частиц» о российских ученых, занятых фундаментальным поиском еще не открытых волн и элементарных частиц, обнаружение которых может изменить понимание мира. Тема для меня лично очень вдохновляющая и волнующая. Премьера фильма состоялась 27 октября 2015 года на V Международном фестивале кино о науке и технологиях «360 градусов», на котором он получил приз медиажюри.