Международный Public Art фестиваль "Арт Проспект"

26 Августа 2012
Благотворительный Фонд CEC Artslink при поддержке Посольства США в Москве, Администрации Центрального района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского филиала Государственного Центра Современного Искусства, галереи «Анна Нова» и фонда Trust for Mutual Understanding объявляют о запуске ежегодного международного Public Art фестиваля «Арт Проспект».

«Арт Проспект» - уникальный по формату и абсолютно новый для Санкт-Петербурга фестиваль Public Art. Как вид искусства, Public Art играет важнейшую роль в формировании городского пространства и открывает возможности для сотрудничества между художниками из самых разных культур. Искусство вне музеев и галерей, близкое, скорее, к так называемому уличному искусству, Public Art обращается к аудитории, находящейся за пределами профессионального арт-сообщества.

Будучи первым крупным Public Art фестивалем в Петербурге, «Арт Проспект» призван разнообразить и украсить пространство города, раскрыв для его жителей историю и красоту Литейного проспекта. В сентябре 2012 года девять американских художников, включая звезд современного Public Art Линду Хеш и Пола Нотзольда, в сопровождении куратора Эда Вудама приедут в Санкт-Петербург на 14 дней, чтобы создать и инсталлировать работы в рамках фестиваля. На фестивале будет представлена и нашумевшая работа «Мисс Беннет» американской художницы Свун - одной из ключевых фигур современного Public Art. Во время своего визита художники прочитают лекции и проведут мастер-классы. Одновременно с ними свои проекты для фестиваля будут реализовывать десять художников из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, среди которых обладатель премии Курехина Петр Белый, Андрей Рудьев, Илья Гапонов, Евгения Голант, Вероника Рудьева-Рязанцева, Ольга Житлина, группа «Мыло» и Тима Радя.

Основной этап фестиваля пройдет на участке Литейного проспекта от Невского до улицы Чайковского. Большая часть проектов и перформансов расположится во дворах, отдельные проекты будут реализованы на территории культурных учреждений, магазинчиков, кафе и больниц, находящихся в районе Литейного проспекта.

На четыре дня Литейный проспект станет местом, где будет представлено множество видов искусства в общественном пространстве: от временных инсталляций и интерактивных медиа-проектов до бумажных аппликаций и перформансов, созданных девятнадцатью российскими и американскими художниками в режиме реального времени специально для фестиваля «Арт Проспект».

Доступность проектов фестиваля «Арт Проспект» для зрителей, их осязаемость, очевидность и интерактивность, новаторские практики, применяемые художниками прямо здесь и сейчас, откроют новые грани столь привычной для нас городской реальности и заинтересуют, а возможно, и навсегда покорят жителей Санкт-Петербурга.

ОБ УЧАСТНИКАХ ФЕСТИВАЛЯ И ИХ ПРОЕКТАХ:

ПЁТР БЕЛЫЙ
Родился 1971 году в Ленинграде, в 1989 закончил Среднюю художественную школу при Академии Художеств, с 1990 по 1992 - студент отделения керамики и стекла в Мухинском училище. С 1994 года - член Санкт-Петербургского Союза Художников. С 1995 по 2001 жил в Лондоне. В 2000 году закончил магистратуру (отделение печатной графики) в Камбервелл Колледже. С 1999 - действительный Член Королевского Общества Граверов. В настоящее время Петр Белый живет и работает в Санкт-Петербурге. Занимается печатной графикой, инсталляцией, живописью, преподает в Смольном Институте. Работы Белого находятся в частных и государственных собраниях в России и за рубежом.

Проект «Шесть миллиардов лет»
В проекте «Шесть миллиардов лет» происходит нарочитая попытка увековечить явления сугубо временные. Воссозданные объекты действительно существовали в разных городах мира, они объединены интернациональностью языка и простотой пластических решений, повторяемых в разных контекстах: крест, круг, пятно, линия, силуэт. Время их существования было скоротечно - от нескольких минут до нескольких дней. Возникшая на короткое время гармония могла бы исчезнуть навсегда. Задача художника в данном случае - наблюдение, сравнение и фиксация.

ЭД ВУДАМ (Ed Woodham)
Художник, перформер, куратор и продюсер, работа которого направлена на раскрытие взаимоотношений между искусством и зрителем, исполнителем и аудиторией. Вудам проводил мастер-классы по Public Art в Школе Визуальных Искусств и в Университете Дизайна Парсонс. В Атланте он создал мультидисциплинарное арт-пространство 800 East, объединившее более 250 художественных событий визуального и перформативного искусства. В 1996 году для художественного фестиваля в Атланте Вудам срежиссировал перформанс «Art in Odd Places», вскоре превратившийся в независимый проект. Сегодня это ежегодный фестиваль на 14-й улице в Нью-Йорке, где искусство представлено в самых неожиданных общественных пространствах.

В рамках фестиваля «Арт-Проспект» в Санкт-Петербурге Эд Вудам совместно со студентами Фонда ПРО АРТЕ и актерами центра «Легкие люди» проведет мастер-класс «Модель».
По задумке Вудама дворы превратятся в подиум, на котором будет реализована сама идея понятия «модель». Участники проекта - все мы, жители этого «модельного подиума», все вместе и каждый по отдельности, кто работает, ходит, вспоминает о былом, сталкивается с идущими навстречу, ест, пьет, танцует, ощущает запахи, спотыкается, осязает и видит сны о Литейном проспекте.

Авторы «Модели» намерены «сбить» прохожих с проторенных ими маршрутов и открыть новое измерение привычного для них окружения. Жителям предстоит переписать географию Литейного проспекта, мысленно представив себе то, что могло бы здесь быть.

ИЛЬЯ ГАПОНОВ
Выпускник парижской Национальной школы изящных искусств (2004) и Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии им. В. Мухиной (кафедра монументально-декоративной живописи, 2007). Обучался по программе для молодых художников Фонда «ПРО АРТЕ». Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Проект «Больше неба»
Центр нашего города известен плотной застройкой и дворами-колодцами. Желая насытить среду дополнительным воздухом и пространством, Илья Гапонов расположит на территории зеленой зоны зеркальные «столбы-колонны» с плоскостями зеркал разной направленности. Зеркала, отражающие постоянное меняющееся небо, зелень и стены зданий, изменят пространство, превратив обычные дворы в зазеркалье и сделав их более открытыми.

ЕВГЕНИЯ ГОЛАНТ
Выпускница Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица (Мухинское училище). С 2003 года - член Творческого Союза Художников России. В 2005 обучалась в летней академии искусств в Зальцбурге на курсе Ширин Нешат. Начав рисовать еще в пять лет, Евгения Голант рисует только то, что видят ее глаза. Самое ценное для нее - это обмен между художником и моделью, взаимодействие автора с объектом, которым может быть как город, так и человек. Возникающее во время работы напряжение художница считает необходимой частью творческого процесса. Атмосфера места и непредвиденная реакция людей становятся частью картин, а художник - губкой, впитывающей описываемую им среду.

Проект «Дворники Литейного проспекта»
Серия портретов дворников, работающих на Литейном проспекте. Дворник это философ, наблюдающий жизнь людей. Он знает про нас гораздо больше, чем мы про него. Он знает, рано ли мы уходим на работу, что едим и делаем ли ремонт. В «Википедии» написано: «В веке ХХ мало что изменилось в содержании труда дворника - ручной физический труд на виду у множества людей. К сожалению, профессия дворника, труд которого так необходим людям, никогда не была престижна. И в царской России, и в советские времена, и сейчас дворниками работали и работают чаще всего люди, приехавшие в город из другой местности. Дворников со старых времен до недавнего времени обеспечивали жильем. В дворники шли люди старшего возраста, часто одинокие. Профессии дворника и мусорщика психологически очень специфические».

Художница встретится с современными дворниками и узнает у них, в чём заключается психологическая особенность их работы. Она попросит их рассказать пару историй, произошедших во дворах Литейного проспекта, и о людях, живущих здесь.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЛЕГКИЕ ЛЮДИ»
Перформанс «Семиотическая модель Петербурга».

В отдельном дворе будет смоделирована реальность и ирреальность городского пространства, где будут обыграны штампы и стереотипы восприятия Петербурга.

В центре перфоманса - город как модель, объект-заместитель, который при определенных условиях может заменять собой объект-оригинал, воспроизводя его основные и характеристики. Творческая группа будет опираться на два способа конструирования модели: если первый идет от эмпирически выявленных свойств и зависимостей объекта от его модели, то второй уже в исходной точке предполагает доопытное воссоздание объекта в модели. Поскольку модель известна, то считается познанным и объект.

Приходя во двор, зритель сначала сталкивается с самыми ожидаемыми персонажами, слышит документальные истории, выполненные в жанре вербатим, а затем погружается в фантасмагорию города, переданную через тонкую стилистику пластического театра. Сочетание фактур, звуков и образов ассоциативно создает в воображении зрителя модель Петербурга.

Планируется работа с такими направлениями актуального театра, как вербатим (документальный театр), перфоманс, физический театр, также будет использоваться живая музыка.

Творческий коллектив: Татьяна Прияткина (театр Dzampano, IRGA company), Анна Буданова (театр DEREVO), Семен Серзин и Филипп Дьячков («Этюд-театр») актеры, танцовщики, и выпускники Международного театрального центра «Легкие люди».


ОЛЬГА ЖИТЛИНА
Петербургская художница, искусствовед, участница основных проектов 1-й и 2-й биеннале молодого искусства «Стой! Кот идет?», Амстердамской биеннале, фестиваля «Изолента». Аспирантка Академии Художеств им. Репина. Для фестиваля «Арт-Проспект» Житлина создала два проекта, затрагивающие крайне важные и очень непростые для современной России темы.

Проект «Самый толерантный двор Петербурга»
Перформанс-мистификация. Художница проводит экскурсию по двору, рассказывая о том, насколько толерантны его жители, и в чем конкретно это проявляется. Небольшие группы актеров в разных уголках двора инсценируют рассказ: где-то местные жители и мигранты обучают друг друга своим языкам, где-то молодые люди обмениваются одеждой и т. д.

Проект «Россия - страна возможностей»
Настольная игра «Россия – страна возможностей» - это способ рассказать о возможных сценариях судеб миллионов мигрантов, ежегодно приезжающих на заработки в Российскую Федерацию из бывших советских республик Средней Азии.
Цель – дать играющим ощутить себя «в шкуре» иностранного рабочего, прочувствовать все риски и возможности, понять соотношение игры случая и личной ответственности и постараться ответить на такие вопросы-обвинения в адрес мигрантов как, например, «Почему они работают нелегально?» и «Зачем они соглашаются на такие условия?». С другой стороны, только описав лабиринтообразную схему правил, обманов, бюрократических препонов и ловушек, по которой устроена миграция в сегодняшней России, можно получить общее видение того, как действовать внутри этой схемы и что в ней необходимо изменить. «Больше всего нам хотелось бы, чтобы эта игра стала историческим документом», - говорят авторы проекта.

ГРУППА «МЫЛО»
Группа возникла в 2007 году в виде идеи, сделав свои первые шаги уже в 2008-м. В состав группы входят Дмитрий Петухов и Семен Мотолянец - выходцы из народа, по утверждению самих создателей объединения. Название группы - заглавные буквы имен и фамилий её участников.
Материалом для реализации своих идей группа выбрала обычное мыло: варит, скользит, моет, ест, кусает, бросается, покупает и выбрасывает, втирает и использует в готовом виде брикеты хозяйственного 72% и 65% мыла. «Мылом» (во всех смыслах) созданы городские памятники, мемориальные доски, мелкая архитектура, украшены интерьеры, отмыты некоторые галереи и другие помещения.

Перформанс «Труба»
Воспоминание о старой социальной рекламе с использованием характерных для петербургских улиц архитектурных элементов - водосточных труб. Когда весной, во время оттепели, из труб с шумом сыплется лед, он привлекает внимание, заставляет остановиться. Перформанс – это модель привлечения внимания, чтобы остановить зрителя. И одновременно модель взаимодействия государства и населения.

ПОЛ НОТЗОЛЬД (Paul Notzold)
Художник, работающий в области new media и дизайна, используя интерактивные технологии и, в частности, мобильные телефоны. Нотзольд получил высшее образование в университете Парсонс, где позднее стал преподавать. Самая заметная работа Нотзольда – проект TXTual Healing (www.txtualhealing.com), который был представлен во многих странах мира, попал на страницы известных изданий, включая The Economist, Wired, Time Magazine и Overspray, а также был обозначен в Google’s Creative Internet (слайд ¹65). О проекте также упоминается в некоторых книгах Trespass: «A History of Uncommissioned Urban Art», «Touch the Code» и «Street Art and the War on Terror: How the Wold’s Best Graffiti Artists Said NO to the Iraq War».

В 2007 году Нотзольд получил Каннского Бронзового Льва за работу с Credo Mobile, в 2008 году его пригласили участвовать в избирательной компании Барака Обамы. Согласно концепции представленного проекта, Нотзольд просил людей закончить фразу «Я голосую, потому что…». Совсем недавно художник получил грант от National Endowment for the Arts для реализации своего проекта в Сан-Франциско.

Проект «TXTual Healing» - своего рода исследование того, как мобильные технологии могут создавать театральное действо. С помощью ноутбука и проектора на фасад здания проецируются фразы и номер телефона, на который зрители могут отправлять смс с текстом/ответом на поставленный художником вопрос. Обычно приватная форма коммуникации в данном проекте становится открытой и в тоже время анонимной и объединяет сообщество с помощью спонтанного перформанса.

ШЕРИЛ ОРИНГ (Sheryl Oring)
Художница использует скульптуру как часть междисциплинарной практики со старыми и новыми медиа-компонентами, чтобы рассказывать любопытные истории и изучать общественное мнение. Художественные произведения Оринг интерактивны: скульптура, фото- и видеоинсталляции, перформансы и книги в руках Шерил становятся выразительным проявлением влияния публики и местного сообщества. Работы художницы были представлены на биеннале 01SJ в Сан-Хосе и в Брайан-Парке в Нью-Йорке, в Бостонской Публичной библиотеке и в McCormick Freedom Museum в Чикаго.

В рамках фестиваля Оринг представит интерактивный перформанс, в ходе которого прохожим на Литейном проспекте будет предложено ответить на вопрос: «Чему Россия может научить остальной мир?». Ответы горожан заносятся на специальные карточки с помощью пишущих машинок. Самые интересные ответы, распечатанные на листах формата А3, подобно афишам размещаются в рекламных боксах в арке, ведущей к театру «На Литейном».
Перформанс проходит с 20 по 22 сентября перед началом спектакля или в дневное время.


АНДРЕЙ РУДЬЕВ
Выпускник Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища (2004 года). С 1987-го Андрей Рудьев постоянно участвует в выставках, фестивалях, биеннале в России, США, Германии, Голландии, Франции, Австрии, Пакистане, Грузии и других странах.

Проект «Домино»
Проект «Домино» - ремейк популярной в недалеком советском прошлом настольной игры. Андрей Рудьев: «Здесь можно говорить о «социальной» ностальгии: в отличие, например, от шахмат, домино - игра коллективная, и она по-своему объединяла людей. Благодаря этим качествам, а также активной интерактивной составляющей, этот проект, на мой взгляд, органично вписывается в контекст и задачи «публичного» искусства для общественных зон.
Изготавливаются небольшие лавочки, выглядящие как «кости» домино. Эти лавочки достаточно легкие, и их можно перемещать по тротуару. Таким образом, стыкуя лавочки-модули в соответствии с нанесенной на них доминошной маркировкой, зрители или прохожие сами смогут участвовать в создании мобильных и комфортных для данного момента ситуаций. В пространстве парка будут возникать интересные конфигурации самодостаточных и саморазвивающихся арт-объектов».
Полный набор домино составляет 28 «костей», но для уличной ситуации, по мнению автора проекта, будет вполне достаточно 15-ти. Все домино с 0 (как слишком пустые) и 6 (как слишком перенасыщенные кружочками) можно убрать. Доминошный ряд от 1 до 5 составит 15 «костей», достаточных для стыковочных комбинаций.

ВЕРОНИКА РУДЬЕВА-РЯЗАНЦЕВА
Уроженка Красноярска, в 19 лет перебралась из Сибири в Санкт-Петербург, чтобы позже закончить Художественно-Промышленную Академию им. барона Штиглица (факультет монументальной живописи) и, параллельно с этим, школу современного искусства «ПРО АРТЕ», где обучалась по программе для молодых художников. Художница относит себя к поколению «детей перестройки», уделяя особое внимание исследованию пост- и постпостсоветского и вопросам о том, каков его процент в настоящем, и как и чем оно вытесняется из нашей современности. Рудьева-Рязанцева фокусируется на людях, работает с их энергией. Зачастую её работы - это почти документальная съемка, но сделанная под определенным углом зрения, свойственным Веронике. Герои работ художницы - конкретные персонажи, которые становятся символами времени, места, поколения, события.

Проект «Улей»

Проект «Улей» - это видеоинсталляция, которая демонстрируется на восьми телевизорах. Банальное действие - сушка волос феном, изъятое из логического ряда рекламного ролика, превращается в завораживающий и одновременно пугающий ритуал. Роскошные волосы моделей под действием фенов оживают и превращаются в органическую стихию, поглощающую человеческую сущность их обладательниц. Красавицы превращаются в чудовищ. Их скрытые лица наполняются той потенциальной опасностью, которой наделялось лицо камлающего шамана, спрятанное за головным убором с длинными, закрывающими лицо полосками кожи.

Название проекта ассоциативно: гудение фена напоминает жужжание пчелы, «ульем» также называли популярную причёску 60-х, знакомую нам по образу Эми Уайнхаус.

«Улей» поднимает важный вопрос о скрытых смыслах, которыми чреваты штампованно-соблазнительные образы массовой культуры, и выявляет ту границу, за которой заканчивается их власть и начинается тёмная территория архетипических страхов.

Части проекта «Улей» были представлены на II московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идёт?» в 2010 году, в Перми на фестивале современного искусства «Живая Пермь» и выставке «Гидропоника» (2010).

СВУН (Swoon)
Художница из Бруклина, Нью-Йорк. Работы Свун по дереву, трафареты и вырезанные из бумаги портреты можно увидеть на стенах городов по всему миру. Свун - создательница нескольких больших инсталляций, наиболее известная из которых - «The Swimming Cities of Switchback Sea», созданная в рамках Deitch Projects в 2008 году.
Произведения Свун находятся в коллекциях Музея Современного Искусства MoMA, Бруклинском Музее Искусств и в Галерее Тейт; ее выставки проходили в Музее Современного Искусства, P.S.1., Центре Искусств Yerba Buena и Black Rat Press.
На искусство Свун повлияли исторический контекст и национальные мотивы, начиная от гравюр по дереву немецких импрессионистов и заканчивая индонезийскими куклами теней. С 2006 года художница организует своеобразные «сплавы» по рекам Миссисипи и Гудзон на созданных ею огромных плотах. Совсем недавно Свун и ее команда организовали целую флотилию, с которой и «вторглись» на Венецианскую биеннале 2009 года.

Свун не посетит Санкт-Петербург лично, однако в Северной столице будет представлена одна из нашумевших работ художницы - «Мисс Беннет».
Работа посвящена художнице-аборигену мисс Беннет, которую Свун встретила в Австралии. По ее словам, мисс Беннет оказалась одной из очень немногих людей, которые помнили доколониальную Австралию. Работы самой мисс Беннет основаны на традиционном искусстве её родного племени. На портрете Свун мисс Беннет предстает поющей и рассказывающей историю, что является частью ее собственного творчества. Работа была частью инсталляции, созданной Свун в 2011 году и представленной в Институте Современного Искусства в Бостоне.

АНДРЕА СТУДЕЛ (Andrea Steudel)
Автор сразу двух проектов фестиваля. Она создает мобильные уличные перформансы, используя для этого специальную видеопроекцию и окружающее пространство в качестве театральных декораций.
Когда простые прохожие неожиданно становятся зрителями, их удивление создает особую память измененного пространства, которая полностью трансформирует привычное восприятие ночного города.

Проект «Секреты уличных знаков»
«Секреты уличных знаков» - проект, который приобретает разные формы, в зависимости от времени суток. Вечером художник «отбрасывает» на землю тени от столбов и фонарей, добавляя к ним искусственные тени, чтобы оживить объекты. В это время контуры тени обрисовываются временным мягким уличным мелом, чтобы на следующее утро его следы удивляли прохожих.

Проект «Направляя небо»
Материалы: Проектор, трафареты, ноутбук, удлинители для электричества.

«Направляя небо» - удивительно красивый проект, в котором на фасады зданий проецируются силуэты. Проекция начинается в сумерках, и чем темнее становится вокруг, тем ярче видны образы ночного неба – луна и звезды, постепенно сливающиеся с сентябрьским небом Северной Пальмиры.

НИКОЛАС ФРЕЙЗЕР (Nicholas Fraser)
В 2011 году, будучи участником программы резиденции в LMCC SwingSpace Residency в Нью-Йорке, Николас Фрейзер завершил работу над проектом Branding Projects. Branding Projects - это тексты, выжженные на пнях возле двухсотлетнего Форта Джей. Подобные инсталляции являются полупостоянными.
Совсем недавно эфемерные инсталляции Фрейзера были представлены в Flux Factory, Bronx Art Space и на выставке «Побег из Нью-Йорка/Escape from New York» на бывшей шелковой фабрике в Паттерсоне (Нью-Джерси). Две инсталляции также были включены в фестиваль «Arts in Odd Places» в 2009 году. Полувидимые настенные тексты Фрейзера были представлены на выставке Mixed Messages в галереях La Mama и Taller Boricua. В 2013 году Музей Искусства в Индианаполисе представит работы художника из серии «Mapping Project».

Место проведения: Итальянский сад, двор Клиники Скандинавия, Литейный, 55.
Материалы: трафареты, меловая пудра.

На дорожках Итальянского сада будет представлена эфемерная инсталляция, в основу которой легли истории двух персонажей из произведения Н.В. Гоголя «Невский проспект». Каждый из текстов, написанных меловой пудрой, будет смазываться и стираться по мере того, как по ним проходят посетители сада. Надписи постепенно приобретут неясные очертания и станут нечеткими, прежде чем совсем исчезнуть.


ТЕРРИ ХАРДИ (Terry S. Hardy)
Художник живет в Атланте и работает преимущественно со скульптурой и инсталляциями. Работы Харди обращаются к темам идентичности, и одиночества. Харди принимал участие в семидесяти выставках, его работы находятся в коллекциях в Северной и Южной Америке.

Проект «Синий»
Инсталляция представлена в виде «флагов», развешанных на незаметной для глаз веревке между деревьями. Используя разные оттенки синего, художник передает атмосферу созерцания и отражения человеческой жизни. Инсталляция словно рассеивается по саду, создавая совершенно особенную, столь близкую и понятную Петербургу атмосферу.

Терри Харди: «После смерти моей жены 17 лет назад на всю мою работу стали оказывать влияние темы любви и потери. «Синий» - это последняя попытка выразить эмоции и заполнить пустоту, образованную в результате самого трагического события в моей жизни».

ЛИНДА ХЕШ (Linda Hesh)
Художница виртуозно объединяет личное и политическое, не боясь играть с запретами и бросая вызов социальным формам. В этом году она получила награду ассоциации The Americans for the Arts за «социально значимое искусство в общественном пространстве».
Произведения искусства Линды Хеш находятся в коллекциях Музея Искусств в Лос-Анджелесе, в Институте Кинси и Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне. Ее работы отбирались для участия в выставках международными кураторами Миленой Калиновской, Стенфордом Биггерсом, Клаудией Гоулд и Фолипом Бруукманом. С лекцией о собственном искусстве Линда выступила на Арт-Фестивале в защиту прав человека в музее Renwick в Вашингтоне, а также в Академии Rietfeld в Амстердаме.

Проект «Искусство создает жизнь»
На столики кафе наклеены виниловые наклейки со словами: «искусство», «создает», «жизнь». Какая последовательность верна? Передвигая столы, посетители кафе меняют смысл фразы, выбирая между двумя вполне философскими суждениями - «жизнь создает искусство» и «искусство создает жизнь».
Анна Михайлова
CEC Artslink
+79119082950
press.concert@gmail.com