Мировая премьера в театре Покровского

16 Апреля 2010
29 и 30 апреля 2010 года в Камерном музыкальном театре имени Б.А.Покровского состоится мировая премьера оперы Николая СИДЕЛЬНИКОВА «Бег» по одноименной пьесе Михаила БУЛГАКОВА. Камерный музыкальный театр еще на заре своего существования сумел завоевать репутацию лаборатории современной оперы, и ныне, возвращаясь на исходные позиции, вновь выступает в роли первооткрывателя. Режиссер-постановщик спектакля – Ольга ИВАНОВА, дирижер-постановщик – Владимир АГРОНСКИЙ, художники – Виктор ВОЛЬСКИЙ (сценография), Мария ВОЛЬСКАЯ (костюмы). В спектакле задействовано рекордное для этой сцены количество участников, использованы последние достижения в области сценографии.

Пьеса «Бег» сыграла роковую роль в судьбе Михаила Булгакова, став началом крушения всей его театральной судьбы. Писатель работал над ней два года (с 1926 по 1928), многократно переделывал текст. В январе 1928 года во МХАТе, в присутствии К.С.Станиславского состоялась читка первой редакции – «Рыцарь Серафимы» («Изгои»), а в марте был подписан договор на постановку пьесы уже с новым названием: «Бег». Но в октябре того же года в «Известиях» появилась статья с призывом «ударить по булгаковщине». Пьесу подверг критике Сталин, расценивший ее как «проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины» и тем самым «оправдать или полуоправдать белогвардейское дело». После такого отзыва судьба «Бега» была предрешена. Впервые пьеса была поставлена лишь в 1956 году – после смерти «отца народов» и разоблачения «культа личности», да и то не в Москве, а в Волгограде. Позднее режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов сняли по мотивам булгаковской пьесы свой знаменитый фильм.

Перу Николая СИДЕЛЬНИКОВА (1930 – 1992) принадлежат три оперы – «Аленький цветочек», «Чертогон» и «Бег», – балет «Степан Разин», шесть симфоний, три оратории, много хоровой, инструментальной и камерной музыки. Произведения этого выдающегося и в значительной мере недооцененного русского композитора исполнялись не слишком часто, и все больше за пределами России. Опера «Бег» так и не увидела света рампы при жизни автора. Главная причина заключалась в ее чрезмерной протяженности: булгаковская пьеса практически дословно была положена композитором на музыку, что делало исполнение оперы в один вечер весьма проблематичным. Ученик композитора Кирилл Уманский сделал редакцию авторской партитуры для камерного состава оркестра, не нарушая драматургии оперы и сохраняя форму «снов» (как и у самого Булгакова, в опере их восемь – по четыре в каждом действии).

Пресс-конференции, посвященные данному событию состоятся:
• 19 апреля в 17.00 в Культурном центре, музее «Булгаковский дом» (ул. Большая Садовая, дом 10 (302-Бис), мимо театра Сатиры, театра Моссовета, в арку и налево, 1 этаж).
• 27 апреля в 17.00 в Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского (ул. Никольская, 17)

Пресс-показ – состоится 27 апреля в 19.00 в Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского (ул. Никольская, 17)
Великанова Дарья
Камерный музыкальный театр им. Б.А,Покровского
opera-pokrovsky@yandex.ru
www.opera-pokrovsky.ru