Выставка Екатерины Гавриловой "Работы"

9 Октября 2009
Чем мне интересны картинки Екатерины Гавриловой

«Настанет время интровертов», – заявил недавно Илья Кабаков в интервью, сразу же ставшим медийной сенсацией – по крайней мере в близких современному искусству кругах. А кто теперь этим кругам не близок? Кабаков говорил о разнице между всеобщей заинтересованностью, в поле которой искусство оказалось в последние годы, и предметым, узко профессиональным, кураторски-художническим интересом, которым оно жило во второй половине прошлого века. Художник-профессионал, выученик школ-интернатов и высших училищ, устал от внимания публики, поскольку внимание это структурируется и поддерживается внехудожественными материями, а именно ростом рынка и по-журналистски сформулированными императивами: искусство должно быть социально-озабоченным, медийно-критичным, политически активным, гендерно-сознательным и расово-проблемным – или же оптимистичным, а то и попросту красивым. Но рынок в конечном итоге упадет. А императивы, как мы знаем, историчны: что Гуггенхайму хорошо, то худсовету при Ким Чен Ире хорошим не покажется. В то время как у художника вообще свои проблемы: у одного линия с объемом входит в конфликт и создает такую напряженность, что за всю жизнь не отработать, а другой все силы отдает, чтобы постичь метафизическую сущность желтого. Одним словом, интроверты. И в скором времени опять наступит их эпоха.

Возможно. Но вот тут-то публика и отхлынет. А еще оставшаяся отчаянно запросит: так расскажите же нам об этом! – и искусство, окончательно превратившееся сегодня в старательно выполненную иллюстрацию арт-критических писаний и теоретических дискуссий (где все уже заранее рассказано), опять начнет выбирать самостоятельно, что ему иллюстрировать.
Ход в собственном смысле иллюстраторский – будь то в виде книжных картинок или эскизов к будущим мультпостановкам – оказывается в такой ситуации едва ли ни самым выигрышным. Ведь иллюстрация, не снимая с художника чисто профессиональных задач (объем продолжает спорить с линией, а желтый продолжает оставаться загадочным), дает фору зрителю, предлагая канву для понимания художнических намерений. В иллюстрации художник и зритель равно попадают в поле проблематики, заданное литературным произведением. Подчеркну еще раз: от современного искусства иллюстрацию отделяет пропасть: иллюстрировать четко сформулированные положения теории – совсем не то же, что нарисовать мистера Пиквика. Теория потому и теория, что выражается определенно и в визуальном плане может породить лишь более или менее точную схему. Мистер Пиквик – он на то и мистер Пиквик, что решать, кем он на самом деле был и зачем, и зрителю, и художнику приходится каждый раз заново и каждому за себя. В иллюстрации искусство снова обращается к людям – поверх медийной затуманенности голов и поверхностной образованности в течениях и модах современной визуальности: давайте, наконец, обсудим, какой, однако, дурачина был этот Пиквик. Или все же не дурачина? И что же на самом деле произошло однажды утром в комнате у Грегора Замзы? Обращается, рассчитывая на детский, совершенно бескорыстный, то есть максимально открытый сути дела опыт чтения, и потому заставляет взрослого, уже давно ничего просто так не читающего и не рассматривающего человека, встать перед рисунком и задуматься, на манер Бориса Заходера:

Что мы знаем о лисе?
Ничего. И то не все.

Да и зайцы, как показывает Екатерина Гаврилова, бывают разные.

Ольга Серебряная
Критик, переводчик, эссеист.
Живет и работает на Васильевском острове.

***
Данная выставка впервые представляет в Санкт-Петербурге работы Екатерины Гавриловой, художника, работающего с темой маленького человека, столь близкой этому городу. Екатерина останавливает свой выбор на произведениях, чей главный герой является инаковым, другим по отношению к окружающей его действительности: будь это мудрый братец Кролик, фрик и плут барон Мюнхгаузен, строптивый джентльмен Пиквик, интроверт Замза или тянущийся к знаниям пожарный Монтаг. Это вовсе не странно – в виде именно такого маргинала предстает современный художник, работающий в рамках школы. В случае с Екатериной, школа определяет выбор жанра – жанра киноэскиза, освобождающего автора от догматов текста, открывающего поле для рефлексии и создания полноценного образа.

В определённом смысле, получается, что на тематическом и стратегическом уровнях Екатерина Гаврилова повторяет опыт московского романтического концептуализма, совмещая профессиональную прикладную деятельность и внутрихудожественные поиски. В этой связи не удивителен другой её проект – квартирная галерея «Brown Stripe» (http://brownstripe.improvisation.ru/), организованная совместно с Петром Жуковым в 2006 году. Это альтернативное выставочное пространство, предоставляемое художникам не вписывающимся в современную художественную коньюктуру. На открытии выставки будет демонстрироваться фильм о квартирной галерее «Brown stripe».

Петр Жуков
Фотограф, куратор.
Живет в г. Москве.

Екатерина Гаврилова
Член МСХ и творческой группы «Импровизация».
Родилась в Москве в 1982 г. Выпускница МСХШ и художественного ф-та ВГИК (мастерская профессора С. А. Алимова). Участник более 30 выставок в России и за рубежом.
Работает в области мультипликации, книжной и журнальной графики, экспериментальных форм.
Подробная информация о художнике в Интернете: http://gav.improvisation.ru

Адрес:
Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д.44, литера Е, бизнес-центр Zeitwerkhaus, 6 этаж, офис Агентства бизнес-коммуникаций ZERO.
Часы работы: 12-18 ч. кроме выходных, по предварительной записи.
Выставка продлится до 5 ноября.
Екатерина Гаврилова
Zero Gallery
Телефоны: (812) 600 21 79, 600 21 87, 600 21 89.,
improvisio@gmail.com
Агентство бизнес-коммуникаций ZERO