Старинная кабинетная бронза и современные фотопортреты героев скульптур на выставке Дома «Кабинетъ»

28 Ноября 2008
На предстоящей выставке Русской кабинетной бронзовой скульптуры будет представлено более 70 экспонатов. Среди них работы выдающихся мастеров: Е.Лансере, В.Грачева, Н.Либериха, Ф.Ходоровича, Е.Напса, П.Трубецкого и др.
Удивительным образом герои бронзовых скульптур величайших мастеров XIX века предстанут перед зрителем одновременно и в бронзе, и в жанре современной портретной фотографии. С помощью макроувеличения, специальной обработки фотографии, светового и цветового решений впервые во всех деталях можно будет увидеть точно переданные характерные черты, все типажи, национальные особенности героев бронзовых скульптур. Этот, безусловно, новаторский симбиоз показывает возможности изобразительного искусства в соединении бронзовой скульптуры и фотографии.
***
По количеству и качеству работ русских скульпторов коллекция антикварной бронзы, собранная домом «Кабинетъ», вполне сопоставима с собраниями старинной бронзы, хранящимися в Русском музее, Третьяковской галерее, Историческом музее. Почти за 10 лет совладельцам «Кабинетъ» Константину Журомскому и Ксении Цанн-кай-си удалось собрать более 100 работ лучших мастеров мелкой пластики. А большая исследовательская работа по описанию и атрибуции русской бронзы XIX века позволила выпустить три научных каталога и множество другой литературы. Последовательное исследование собранной коллекции, проведение уже трех выставок русской кабинетной бронзовой скульптуры, – все это безусловные заслуги совладельцев дома «Кабинетъ» в изучении и популяризации одного из великих и интересных разделов русского искусства.

Надо сказать, что русская кабинетная бронза второй половины XIX века – это сравнительно короткий период в истории отечественного искусства: с начала 1840-х до конца 1880-х. Отцом-основателем этого направления считается барон Петр Клодт (его имя мы вспоминаем, проходя в Питере по Аничкову мосту). У него учился кавалерийский офицер Николай Либерих, у которого, в свою очередь учился Евгений Лансере.
Одним из наиболее популярных скульпторов в XIX веке все же был представитель знаменитой художественной династии Бенуа-Лансере Евгений Александрович Лансере (1848-1887). Он создавал в основном небольшие фигуры, группы и, являясь самым «массовым» производителем (сохранилось немало его работ), смог отразить в своем творчестве все возможные темы и сюжеты, будь то военная, восточная, африканская, кавказская, охотничья, историческая тематика или же, к примеру, портретный жанр.

Константин Журомский: Е.А.Лансере задал моду на этот жанр, фактически открыл новый самостоятельный раздел русского искусства. Осталось в истории и имя фабриканта Феликса Шопена. Владелец бронзолитейной фабрики вовремя уловил и тенденцию и приобрел права на производство и тиражирование скульптур Лансере. То есть существовала монополия на воспроизводство его скульптур поэтому чаще всего на оригинальных работах Лансере встречается подпись «ЛЕПИЛЪ ЛАНСЕРЕ», «ОТЛИВАЛ ШОПЕНЪ». После смерти Лансере, несмотря на многочисленные «перепевки» и подражание его сюжетам, все направление русской кабинетной бронзовой скульптуры фактически стало сходить «на нет»…

Аукционный дом «Кабинетъ» неоднократно экспонировал свою коллекцию. Но, пожалуй, впервые все произведения, которые будут представлены в ЦДХ в декабре, кстати, накануне рождественских и новогодних празднований, – будут выставлены на продажу. Среди экспонатов немало шедевров и уникальных работ. Хотя, конечно, за скобками экспозиции остается ряд произведений музейного уровня и, собственно, часть коллекции. Тем более что в планах дома «Кабинетъ» устроить грандиозную экспозицию русской жанровой кабинетной бронзы с привлечением экспонатов как из других крупных частных коллекций (их в России не более пяти), так и из собраний четырех российских музеев, хранящих этот материал (Музея декоративно-прикладного искусства, Третьяковской галереи, Исторического музея и Русского музея).

Что влияет на стоимость бронзовой скульптуры? Цены и факты
Есть интересные сравнительные данные конца XIXв. о стоимости бронзовой скульптуры. Например, изготовление звезды ордена Александра Невского, украшенной бриллиантами, стоило тогда Капитулу российских орденов около трех тысяч рублей. А многофигурная бронзовая композиция Лансере обходилась литейщику в 500-600 рублей. То есть произведения скульптора были очень дороги. На стоимость скульптуры влияет несколько факторов, главные из которых – тиражность (она всегда была очень небольшая) и «прижизненность»(то есть созданные . А еще размер скульптуры.
Стандартная фигура высотой в 45 см стоит в среднем от 30 до 80 тысяч долл. Большие фигуры могут достигать цены и в 200 тыс. долл.
Справка: На торгах Sotheby’s одной из самых дорогих продаж за последнее время стала бронзовая группа «Кабардинский табун» (1878г., Е.Лансере, фабрика Шопена), проданная в апреле 2007г. за 144 тыс. долл. За 120 тыс. годом раньше ушел «Араб со львенком» (подпись «Шопенъ»). А вообще максимум аукционной цены на предмет бронзовой кабинетной жанровой скульптуры был достигнут в 2006г. Тогда «Царская застава» работы фабрики братьев Грачевых была продана на торгах Sotheby’s более, чем за 200 тыс. долл. Но, конечно, предметы такого уровня вообще редко появляются на рынке.
Кстати, на предстоящей выставке одна из самых тяжелых (вес скульптуры 80 кг!) и самых больших (длина 95 см!) в истории русской кабинетной бронзы скульптура Василия Грачева «С ярмарки» (отлив фабрики К. Ф. Верфеля, конец 1880-х – начало 1890-х гг. Бронза, литье, патинирование. 47,1х94,3х51,5 см) будет стоить около 10 миллионов рублей.
Среднего размера скульптуры – стоят в районе 1 миллиона рублей. Есть однофигурные скульптуры, стоимость которых ок. 400 тыс. руб. В любом случае любой из предметов этой выставки – может стать как началом серьезной коллекции, так и поможет расширить уже имеющийся материал. И наверняка уже – есть из чего выбрать роскошный подарок.

Коллекции и подарки
И в конце XIX века, и сейчас бронзовая кабинетная пластика необыкновенно популярна в России. Когда-то работы отечественных скульпторов дарили членам Императорской семьи, ими украшали и приемные врачей и юристов, и гостиные частных особняков, и дворцы великосветской и великокняжеской знати.
В наше время иметь хотя бы одно такое произведение искусства у себя в доме – уже само по себе и престижно, и перспективно с точки зрения инвестиций.
Бронзовая скульптура благодаря ограниченному тиражу отливок и высокому качеству проработки форм всегда была предметом собирательства как в музейных, так и в частных коллекциях. К тому же немаловажно, что это еще и великолепный подарок. Преподнести или получить в дар работу Лансере всегда считалось просто верхом изысканности. Особо подчеркнуть можно и то, что именно кабинетная скульптура и раньше, и сейчас была наиболее имперским (в лучшем смысле этого слова) подарком, наиболее дипломатичным и просветительским. Особенно, если учесть, что Лансере создал исчерпывающую галерею национальных этнографических образов, где, конечно нет, и быть не могло ни враждебности, ни отчуждения. Такие скульптуры всегда ставили у себя в кабинетах власть имущие люди. Начиная с самого Государя императора и высокопоставленных чиновников царской России и заканчивая заметными общественными деятелями нашего времени.
Валерия Юрьева
Аукционный дом "Кабинетъ"
+7 499 238-14-69, Москва, Крымский вал, д.10, ЦДХ, зал А-24,
lerapr@mail.ru