Крупным планом. Выставка одного экспоната. В. Ф. Рындин. «Вальпургиева ночь». Эскиз декорации к опере Ш. Гуно «Фауст». Холст, масло. 1960

17 Июля 2013
Фондовая коллекция ВМОМК насчитывает свыше 860 тысяч музейных предметов. Причем, большая их часть находится в запасниках, и до недавнего времени доступ к ним был возможен лишь исследователям в читальном зале или специалистам в хранилище. Теперь, благодаря проекту «Крупным
планом» самые впечатляющие раритеты «выйдут в свет» – многие впервые – и предстанут перед
широким кругом публики.

За каждым из этих экспонатов – своя удивительная легенда, связанная с историей создания, судьбой владельцев, событиями музыкальной культуры. Поводом для той или иной выставки послужат памятные даты музыкального календаря 2013 года – 180-летие А. Бородина, 200-летие Р. Вагнера и Дж Верди, 110-летие Е. Мравинского, а также концертные программы, проходящие в стенах Музея. Каждую выставку будут сопровождать аудиозаписи из фондов ВМОМК, благодаря которым «оживут» молчаливые музыкальные рукописи, «зазвучат» сценические образы. Средства мультимедиа позволят перелистнуть многостраничные фолианты, увидеть дополнительные фондовые материалы или видеосюжеты.
-----------------------------------------------------------------------------
Французский композитор Шарль Гуно вошел в историю музыки как один из основоположников нового направления в оперном жанре, получившего впоследствии название «лирическая опера».
Опера на сюжет гетевского «Фауста» была задумана Шарлем Гуно в 1839 году, однако к осуществлению своего замысла он приступил лишь семнадцать лет спустя. Шарль Гуно сочинил оперу в четырех действиях на французское либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре, основанное на первой части «Фауста» И. Гете.
Премьера «Фауста» состоялась в Париже, в Театре-Лирик 19 марта 1859 года. Первые представления успеха не имели, но постепенно популярность оперы росла. Первоначальная редакция оперы не содержала балетных сцен, в ней вокальные номера перемежались разговорными эпизодами. В 1869 году для постановки на сцене парижского театра Гранд-опера Гуно заменил диалоги мелодическим речитативом и дописал балетную сцену «Вальпургиева ночь». В этой редакции опера заняла в мировом театральном репертуаре прочное место.
Популярна опера и на российской сцене. В России «Фауст» впервые был поставлен итальянской труппой в 1863 году. Первая русская постановка состоялась в Большом театре в 1866 году. В 1892 году П. И. Чайковский дирижировал этой оперой в оперном товариществе И. П. Прянишникова. По словам Чайковского, Гуно «один из немногих, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства». Одним из гениальных воплощений образа Мефистофеля был сценический образ Федора Ивановича Шаляпина.
Экспонируемый эскиз декорации был создан к постановке оперы «Фауст» в Большом театре, премьера которой состоялась в 1961 году. Режиссером спектакля стал выдающийся деятель сцены, главный режиссер театра имени Е. Вахтангова Рубен Николаевич Симонов, дирижером-постановщиком – Борис Хайкин.
Оформил спектакль Вадим Федорович Рындин (1902-1974) – известный советский театральный художник, народный художник СССР. Рындин был главным художником ряда московских театров: Камерного театра (1931-1934; работал в театре с 1925), Театра имени Е. Вахтангова (1935-1944 и 1947-1958), Московского театра драмы (1944-1947). С 1953 года работал главным художником Большого театра СССР. Рындин сочетал условные конструкции с живописными декорациями, часто использовал как основу оформления спектакля единую сценическую установку. В поздние годы пришел к богатой и сложной, насыщенной эффектами театральности. Творчеству Рындина присущи романтический пафос, эмоциональность, лаконизм образов, тяготение к героико-эпическим решениям и емким метафорам.
Свое название «Вальпургиева ночь» получила от распространенного немецкого поверья, что в канун первого мая (дня Св. Вальпургии, католической святой) дьявол устраивает празднество на горе Броккен в Германии, где и совершается великий шабаш ведьм. На это празднество Мефистофель приводит Фауста. Яркая, колоритная хореографическая картина «Вальпургиева ночь» на многих сценах мира обрела самостоятельную жизнь как одноактный балет, часто звучит в симфонических концертах.
Елена Фокина
Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки
8 (49507396226 доб. 166
Foxik666.91@mail.ru