Выставка "Савва Мамонтов. Константин Станиславский. Параллели…"

25 Ноября 2011
Савва Мамонтов.
Константин Станиславский.
Параллели…
«Не пропадет ничего из того, что мы с тобой делаем».
Из письма С. И. Мамонтова К. С. Станиславскому.
1903

Савва Иванович Мамонтов и Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев) – две выдающиеся личности в истории русского искусства. Их имена неразрывно связаны с реформаторской деятельностью в области оперного и драматического театров России конца XIX – начала XХ века. Каковы истоки их увлечения и беззаветной преданности театру? Каким путем каждый из них шел к созданию новой театральной эстетики? Параллели в жизни… Параллели в искусстве…
Выставка, организованная Московским Художественным театром имени А. П. Чехова, Музеем МХАТ и Главным архивным управлением города Москвы, приурочена к 170-летию со дня рождения Саввы Ивановича Мамонтова. Экспозиция открывается разделом из жизни двух знаменитых московских купеческих семей: Мамонтовых и Алексеевых. Среди них – материалы биографического характера, многочисленные семейные фотографии. Также экспонаты расскажут об увлечении, ставшем популярным в московских предпринимательских кругах второй половины XIX века – семейных театральных кружках. Афиши, эскизы декораций, выполненные известными художниками, фотографии сцен любительских спектаклей Абрамцевского кружка С.И. Мамонтова и кружка семьи Алексеевых свидетельствуют о большой любви их участников к сценическому искусству и серьезности подхода к постановке театрального действа. Интересно отметить, что, связанные родственными узами, С.И. Мамонтов и К.С. Станиславский выступили в разные годы в одной и той же роли Мегрио в домашних постановках водевиля «Тайна женщины».
Особое внимание на выставке уделено любимому детищу С.И. Мамонтова – Русской частной опере, созданной им в 1885 году. Первый сезон открылся постановкой оперы А.С. Даргомыжского «Русалочка» на сцене театра Лианозова, перестроенного впоследствии выдающимся архитектором Ф.О. Шехтелем для Московского Художественного театра. Среди экспонатов – программы спектаклей разных сезонов, фотографии известных исполнителей мамонтовского театра, эскизы костюмов и декораций, а также техническая документация зданий театров, в которых проходили спектакли Частной оперы С.И. Мамонтова.
В 1891 году К.С. Станиславский возглавил Общество искусства
и литературы. Несколькими годами позже с группой ведущих актеров Общества Станиславский перешел во вновь организованный Московский Художественный театр. Благодаря ему впервые в истории русского театра из группы любителей возникла постоянная труппа, составившего основу МХТ. Об этом периоде расскажут многочисленные фотографии спектаклей.
Важная часть экспозиции – документальные материалы о постановке двух спектаклей: оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» в Частной опере (1885) и пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» в Московском Художественном театре (1900). Эскизы декораций В.М. Васнецова для Частной оперы и сценические костюмы к спектаклю МХТ, выполненные по эскизам художника В.А. Симова,
гармонично дополняют эту часть экспозиции.
Театральная жизнь Москвы конца 1898 года была отмечена двумя событиями, вошедшими в историю русского искусства: 14 октября на сцене Московского Художественного театра была показана пьеса А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», 7 декабря в Частной опере была поставлена опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» в редакции Н.А. Римского-Корсакова. Успех обеих премьер объяснялся не только выдвижением новых задач в сценическом исполнительстве, но и актуальностью этих спектаклей. Об этом свидетельствуют переписка Н.А. Римского-Корсакова с С.И. Мамонтовым об удачной премьере спектакля, фотографии Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова, афиша и фотоматериалы со сценами постановки МХТ, а также кольчуга К.С. Станиславского для роли И.П. Шуйского в спектакле «Царь Федор Иоаннович», представленные на выставке.
Завершают экспозицию архивные документы, рассказывающие о двух архитектурных замыслах: проекте С.И. Мамонтова по строительству грандиозного культурного центра на Театральной площади (архитектор Л.Н. Кекушев) и проекте перестройки здания для Московского Художественного театра в Камергерском переулке (архитектор Ф.О. Шехтель). К большому сожалению, проект, задуманный С.И. Мамонтовым, не был реализован в связи с трагическими событиями, кардинально изменившими жизнь известного предпринимателя, строителя железных дорог и мецената, предложившего своим современникам по-новому взглянуть на русское оперное искусство.
Жизнь и творчество двух великих реформаторов русского оперного и драматического искусства. Параллели… или все же точки пересечения?



На выставке представлены материалы:

Центрального исторического архива Москвы
Центрального архива научно-технической документации Москвы
Центрального московского архива-музея личных собраний
Российского государственного архива литературы и искусства
Государственной Третьяковской галереи
Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки
Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина
Государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника
«Абрамцево»
Музея Московского Художественного академического театра
Российской государственной библиотеки
Российской государственной библиотеки искусств
Семейного архива С. Н. Чернышева
Центр по региональным и международным связям
Главное архивное управление города Москвы