Алина Делисс оценила творчество ученика Леонардо да Винчи

30 Января 2017
Экспозиция «Образы Флоры», с которой Третьяковская галерея начала 2017 год, выстроена вокруг одной картины. Неизвестный живописец XVI века из мастерской Леонардо да Винчи изобразил девушку в образе античной богини, повторив известный сюжет другого ученика гения — Франческо Мельци. Шедевр эпохи Возрождения демонстрируют московской публике впервые. А в качестве оправы для заморского бриллианта музей представил полотна и скульптуры отечественных художников XVIII–XIX веков, объединенные темами женской красоты и цветов.
С главным экспонатом связано немало загадок. Работа была продана на лондонском аукционе Christie’s в 2012 году как копия с произведения Мельци (оно хранится в Эрмитаже). Однако в отличие от эрмитажного экспоната «Флора» безымянного автора сохранила оригинальные материалы, которые указывают на ее французское, а не итальянское происхождение.
Скорее всего, Мельци, сопровождая Леонардо в поездке во Францию, взял с собой «Флору», где она и стала образцом для местных учеников гения. Но главная интрига заключается в степени участия да Винчи в ее написании. Опубликованные результаты исследований (рентгенографии, инфракрасной съемки, искусствоведческого анализа) позволяют предположить, что к созданию полотна мог приложить руку и сам Леонардо.
Писательница, поэтесса Алина Делисс побывала на выставке в Третьяковке:
«Флора» из частной коллекции сохранила стилистические особенности гения, несмотря на обновления и реставрационные вмешательства, выявленные в процессе исследований. Впрочем, вне зависимости от истинного авторства картина пленяет сдержанной изысканностью цветовой гаммы, прелестными деталями (узор листьев папоротника перекликается с прической девушки) и, конечно, образом героини. На ее губах блуждает полуулыбка — такая же загадочная, как у знаменитой Джоконды».
Василий
-