Премьера фильма «Последний рыцарь империи»

3 Августа 2014
В первом приближении — это фильм-биография. На самом деле — фильм-меморандум. Режиссерские работы Сергея Дебижева традиционно не помещаются в жанровые рамки. Поэтому зрителей, прежде всего, ожидает повествование о трагическом периоде в судьбе нашей страны. И уже во вторую очередь — о том, как незаурядный человек смог не только уцелеть, но и не предать себя тогда, когда предательство и подлость стали главным правилом выживания.
Поэтому в «Последнем рыцаре империи» есть непридуманные страшные истории из «лагерной жизни», рассказы о подложенных чекистами бомбах и нереализованных планах Геббельса. И есть настоящий герой своего времени. Герой фильма и пристрастный свидетель катастрофы, которая началась в России в феврале 1917 года.
Увы, имя этого человека большинству будущих зрителей пока незнакомо. «Сняв фильм, мы исправляем вопиющую историческую ошибку», - пояснил вчера на пресс-показе Сергей Дебижев.
Впрочем, нет сомнений, что имя этого человека вернется на родину из безвестности. Этот человек заслужил такое возвращение тысячу раз.
О русском мыслителе, политическом деятеле и авторе многократно переизданных в разных странах книгах «Россия в концлагере» и «Народная монархия» Иване Солоневиче Дебижев предполагает снять остросюжетный художественный фильм.
Недостатка в поворотах сюжета здесь нет. Интеллектуал и атлет, Солоневич самого Ивана Поддубного клал на руку. А побег Ивана Солоневича из лагеря, двухнедельное изматывающее уклонение от преследователей и переход финской границы настолько выходят за пределы человеческих возможностей, что в белой эмиграции о нем слагали легенды.
Но фигура главного героя оказалась настолько масштабной, что режиссер решил сперва отдать предпочтение документальному формату, отложив ненадолго работу над художественной версией. «Только в игровую картину сложную судьбу не поместить», - констатирует Сергей Дебижев.
Серьезный документальный фильм смотрится на одном дыхании. Наверное, по трем причинам.
Во-первых, благодаря творческому почерку самого режиссера. Поклонникам Дебижева известна его манера задавать сумасшедший темп развития сюжета, меняя планы не дольше, чем через каждые две-три секунды. К этому приему режиссер добавил микс из архивных кадров с подчеркнуто современной киносьемкой и даже мультипликацией. Получился впечатляющий зрительный ряд.
Во-вторых, творческая группа не пытается навязать зрителям готовые решения по поднятым в фильме вопросам. Сам Солоневич по политическим взглядам был монархистом. В частности, он пояснял, что именно монархическая платформа позволила России стать самой крупной империей в мире. Поэтому считать такую платформу плохой просто неразумно. Также среди знаменитых высказывание Ивана Солоневича о том, что у нас не приживаются никакие заимствованные извне рецепты управления государством. А из всех кризисов Россия выходит еще более сильной.
Но на пресс-показе ни одна реплика журналистов, нацеленная на то, чтобы выведать политические взгляды самого режиссера, не достигла цели. «Мы не пропагандируем эти идеи, мы обозначаем их существование», - поясняет он авторскую позицию.
В-третьих, не предлагая собственную точку зрения, фильм, тем не менее, говорит о крайне актуальных сегодня проблемах. Ведь, поняв, что произошло со страной в первой половине прошлого века, можно предотвратить повторение самого худшего в будущем.
Так, большинство участников пресс-показа положительно ответили на вопрос историка и консультанта фильма Игоря Воронина: «Показали бы вы этот фильм своим взрослеющим детям и считаете ли это нужным?».
«Мы ожидаем большой общественный резонанс и надеемся на хорошую прокатную судьбу картины», - в свою очередь прогнозирует продюсер, директор Санкт-Петербургской студии документальных фильмов Алексей Тельнов.

Справка:
Фильм представляют Санкт-Петербургская студия документальных фильмов и Кинокомпания «ДВА КАПИТАНА» (режиссер: Сергей Дебижев, композитор: Виктор Сологуб, продюсеры: Алексей Тельнов, Михаил Скигин, консультант: Игорь Воронин. Продолжительность: 80 мин.) Съемки фильма «Последний рыцарь империи» продолжались около года. Фильм снимался в Карелии на Беломорско-Балтийском канале, в Германии, в Финляндии, в Аргентине и в Уругвае.
Елена Федорцова
Студия "Лендок"
oklendoc@gmail.com