Продюсер фильма «Вий» 3D Александр Куликов (кинокомпания «Маринс Групп») в программе «Почти серьезно» (ННТВ)

14 Апреля 2014
В гостях у программы «Почти серьезно» Александр Куликов, бизнесмен, актер, музыкант, кинопродюсер фильма «Вий» 3D. (Часть 1)

Дмитрий Анисимов (Д.А.): Галина, я нашего сегодняшнего героя помню с середины 90-х, и уже тогда было понятно, что он явно сделает очень серьезную карьеру, только вот никогда не мог предположить, что она будет столь неожиданной.
Галина Клочкова (Г.К.): Вот это ничего себе зачин для нашей программы. С Александром Куликовым, бизнесменом, актером, музыкантом и, наконец, что мне лично интересно, кинопродюсером фильма «ВИЙ» 3D. Здравствуйте, Александр.
Александр Куликов (А.К.): Да, здравствуйте.
Д.А.: Ну, действительно, Александр Куликов известен в Нижнем как серьезный бизнесмен. О продюсерстве мы будем говорить чуть позже, потому что это тоже некий вид бизнеса, но своеобразный. Что касается творческого начала – как удалось реализовать такой масштабный бизнес-проект? Это что? Это талант, это трезвый расчет, это удача, в конце концов?
А.К.: Знаете, смысл не в том, чем заниматься, а в том, какой результат. Есть какие-то общие вещи, которые позволяют, как мне кажется, заниматься любой деятельностью. То есть, в жизни обычно бывает два варианта, если так чуть пофилософствовать. Либо надо просто окунуться в профессию до мелочей и в ней добиваться результата. Либо второй вариант – как бы немножко сверху на это смотреть и выделять какие-то ключевые данные в любом направлении деятельности, и вот эти ключевые данные видеть. А всё остальное уже профессионализмом накрывать. И тоже может получаться.
Г.К.: Значит, у вас, Александр, есть какие-то качества характера, которые заставляют вас что-то такое пробовать, и – получается. Вот это какие качества характера?
А.К.: Знаете, я обычно смотрю сначала со стороны, как это происходит у других людей, начинаешь что-то чувствовать. Вот здесь что-то не то, здесь не так. Если говорить о фильмах – все, наверное, любят смотреть кино. Я тоже любил смотреть кино. Смотришь на игру актера – что-то не так, кажется, переиграл. Посмотрел – не верю. Или не того актера взяли, не его роль, например. А потом думаешь, что я бы, наверное, сделал вот так, вот так, вот так… И на каком-то этапе жизни начинаешь размышлять, а почему самому не попробовать снять кино? Почему бы нет? И начали, собственно говоря. Организовали творческую группу, организовали студию у себя в офисном здании, в Москве. Если говорить о фильме «Вий», то делали картину долго. Пишут, что мы семь лет делали, мы сами не считали, уже и потеряли даже счет времени. Но главное не это. Главное – результат в конечном итоге, так ведь?
Г.К.: Да.
А.К.: Можно, условно говоря, быстро наклепать каких-то фильмов, а можно делать долго, но сделать качественное кино. Такое, на которое придут люди в массовом порядке. Поэтому сейчас за этот фильм не стыдно, потому что он поставил рекорды по сборам – за всю историю отечественного кинематографа он получил максимальное количество сборов за первый уик-энд, за второй. И сейчас идет успешно. По сборам за уик-энд был вообще пятый в мире. То есть пятый на планете, по всей территории, и это несмотря на то, что он шел только в русскоязычном прокате. То есть в СНГ – Армении, Белоруссии, Украине, Казахстане, вот в этих странах.
Г.К.: Вы абсолютно правильно всё говорите относительно того, что вы берете что-то и начинаете: попробуй в этом добиться, и у тебя всё получится. Но мы знаем миллион примеров, когда люди в бизнесе работали только ради денег, производили их всё больше и больше. Дальше всё заканчивалось тотальной скупкой недвижимости, переводом активов за рубеж. Вы же со своим известным упорством и настойчивостью, мало того, что делаете какие-то неведомые проекты, как вот фильмы, например, а еще и во всем видите творческую составляющую, а не просто бизнес. Так, правильно я понимаю?
А.К.: Да. Есть же какие-то этапы в жизни…
Г.К.: Так, интересно...
А.К.: Наверное, на каком-то этапе деньги являются мотивацией, ты хочешь на них что-то купить себе – машину, мотоцикл, квартиру... Но потом эти этапы проходят – ты же купил это, дальше что? Дальше ради чего жить? И деньги – они же не являются олицетворением чего-то. Это некая энергия, твои усилия…
Д.А.: То есть это инструмент?
А.К.: Ну, конечно… Сначала, что касается меня, занимались торговлей, потом строительством. Сейчас в Подмосковье спроектировали целый город и реализовываем этот проект. То есть, ты начинаешь чувствовать, что вот здесь какие-то достижения есть, и это всё уже примерно понятно. Дальше более высокий уровень. Хочется в духовной сфере сделать что-то. Решили кинематографом заняться, съемкой фильмов. И вот начали всё это осваивать просто с нуля. Там, понятно, что есть...
Г.К.: …конкуренция. Я тоже хотела сказать, одно дело конкуренция в бизнесе с нижегородскими, российскими бизнесменами. А вы же замахнулись, я прошу прощения… Параллельно в прокате идут такие фильмы, что «о-го-го», сейчас даже не буду тут их называть. Это же корпорации, это не один Куликов, к примеру, даже пусть он гениальный продюсер. Что вам вообще помогло? Вы решительный такой человек? Вы можете в бой идти один? Я не очень понимаю просто.
А.К.: Воля к победе… Мечтаем, сидим, обсуждаем, спорим ночами, как вот тут сделать, как тут… До пяти утра сидим, всю ночь. Чтобы внимательно, тонко чувствовать все эти нюансы. Почему это кино хорошее, почему плохое? Что такое актер? Что такое фильм? Почему зрители смотрят фильм? Почему он им понравится? При этом, если голова у тебя не загружена стандартами...
Г.К.: Да, вот хорошее слово. Не боишься ошибаться – получается.
А.К.: Ты просто рассуждаешь здраво на эту тему. Кто такой зритель? Почему он приходит? Отвечаешь на эти простые вопросы. Всё всегда упрощаешь, делаешь простым. Почему он приходит в кино? Что держит его внимание? Почему он не улетает, например, своим вниманием? Почему каждую секунду он здесь, в этом фильме находится? Что его держит, какие моменты? И вот это все перечисляешь. Мы их перечислили все.
Г.К.: Ну, а по-вашему, все-таки что самое главное?
А.К.: Мы потратили несколько лет, чтобы понять это.
Г.К.: Ну, вы, Александр, пошли очень сложным путем. Я же не случайно спросила. На Западе есть действительно стандарты: берешь не очень хороший сценарий, но какого-нибудь актера раскрученного, и на него идут в кино. Или, допустим, наоборот, жанр, который абсолютно стопроцентно будет какой-то частью аудитории востребован. Но действительно ведь в вашем фильме не только это, там есть – да, актеры, да, спецэффекты, да, понятная российская классика. Но вот с чего всё началось? Почему «Вий», собственно говоря? Не самое простое произведение, хочу сказать как учитель русского языка и литературы.
А.К.: Да, я понимаю. Вы знаете, что когда-то, когда был черно-белый фильм, он поставил абсолютный рекорд – собрал 30 миллионов зрителей. Это невероятная цифра для Советского Союза. Она до сих пор является абсолютным рекордом при том количестве кинотеатров.
Г.К.: Я не знала об этом.
А.К.: Поэтому мы просто рассуждали, а что было. Вот, смотрите, тогда картина небывалый ажиотаж вызвала, хотя это был первый фильм ужасов Советского Союза, это было совершенно необычно, это было просто что-то абсолютно новое. Но это первое. Есть уже узнаваемость, есть раскрученность, «бренд» некий. В разуме уже где-то у людей лежит. Конечно, кто-то читал, а многие в принципе не читали, но всё равно «Вий» – есть что-то мистическое, есть какая-то загадка, есть какая-то тайна. «Вий» – хорошая тема. Начали её экранизировать. Сначала у нас была одна идея, было одно понимание бюджета, условно, в пять раз меньше, чем то, чем закончилось. Потом развивали, потом у нас росли аппетиты… Самое главное, мы поставили себе задачу сделать голливудский фильм, а это неуловимые нюансы.
Г.К.: Голливудский фильм в России, я бы так сказала.
А.К.: Да. Как его сделать? Что значит сделать? Чем он отличается? В чем этот стиль вообще? Как показывать? Как монтаж производится? То есть, мы поставили цель – мировой прокат. Universal – это самый крупный мировой прокатчик. Сначала они даже не стали с нами разговаривать, на звонки не реагировали. Просто это целая комедия! Вот мы приехали в Канны – на энтузиазме. О Каннах люди думают, что это кинофестиваль такой, где показывают фильмы и ставят оценки – за лучшую роль, за лучший фильм…
Г.К.: А как на самом деле?
А.К.: На самом деле это большой рынок, базар. Там огромное количество отелей на первой линии – там чуть ли не в каждой комнате сидят люди, и каждый мечтает продать свой фильм. Мы туда тоже приехали, сняли там какую-то комнату. Поставили там проектор небольшой. Правдами-неправдами вышли на главу Universal через какого-то его помощника, познакомились. Каким-то образом уговорили его просто посмотреть материалы. Когда он к нам шел, у охранников паника началась. Просто, когда глава Universal идет по коридору в твою комнату, а там этих комнат миллиард, это уже событие… Они посмотрели материалы, говорят: «Всё, приезжайте к нам в Лондон». Ну, в общем, подписали с Universal, это тоже, кстати, очень большое достижение, если Universal подписался на российский фильм, стал прокатчиком здесь, по России. Очень важный был индикатор, как здесь пройдет. Мы сейчас делаем вторую версию, для мирового проката, точнее уже практически закончили и упаковали. Потому что в том фильме, который увидели здесь, в кинотеатрах России, Украины, очень много национального колорита. Гоголя много, атмосферности. Версия для мирового проката будет другая, она будет короче, там будет меньше колорита, который нам так нравится. Мы здесь очень близко его воспринимаем, все-таки наша культура. Я когда проводил премьеру в Украине, в Киеве, так там они чуть ли не каждое дыхание ловят вожделенно: «Все бабы ведьмы, а в Киеве – так точно!» Там настолько тонкое восприятие, я просто был удивлен... Огромный зал прямо дышит фильмом. Шутки эти для них просто как бальзам на душу.
Г.К.: Самое опасное дело – попробовать сделать что-то «как бы» на национальной почве, это же опасно, потому что ты сделаешь «как бы», а тебя не примут. А получается, что вы сделали…
Д.А.: ...и попали.
Г.К.: Да. Это как?
А.К.: Есть такое понятие – «сарафан». Когда сначала идет PR, раскручивается, раскручивается… В первый уик-энд идут все на этой волне. Потом, когда люди посмотрели фильм, рассказывают своим друзьям, что фильм понравился, – идет вторая волна. Вот «Аватар» собрал «на сарафане» много. И сейчас на Украине этот «сарафан» во второй уик-энд привел зрителей больше, чем в первый. Это вообще редчайшее явление.
Г.К.: Да ещё и на Украине… Следующий ваш фильм, видимо, будет политическим триллером?
Юлия Морозова
Кинокомпания "Маринс Групп"