Художник, но не спортсмен

22 Декабря 2011
В рамках этой категории следует рассмотреть тех самых художников, которые создали хотя бы по одному произведению на спортивные темы.
Один из них — Уинслоу Хомер. В 1857 г. Хомер выполнил серию рисунков «Жизнь в Гарвардском колледже», на одном из которых изобразил футбольный матч. Он был одним из наиболее выдающихся американских художников XIX в. Живопись Хомера на спортивные темы ценна и своим спортивным содержанием, и его художественным воплощением. Так же считает и Самуэль Ишэм (1927):
...Работы Уинслоу Хомера, изображающие движение, показывают очень характерную его черту — острое чувство веса и силы... Глядя на его картину, мы можем даже ощутить тот внутренний импульс, который заставляет падать мальчишек на траву.
Произведение, о котором здесь идет речь, изображает группу играющих детей. Движение передано очень точно. Это демонстрирует остроту восприятия художника и его мастерство, доходящие до такой степени, что видна явная симпатия автора к воспроизводимому действию.
Произведения еще двух художников — выходцев из различных социальных слоев—также иллюстрируют тер-мин «художник, но не спортсмен». Луи Эйлшемиус родился в состоятельной семье. Он вырос в большом поместье и привык к светской жизни — в его картине «Крокет» (1906) это очень хорошо заметно. На противоположном конце общественной лестницы — Флетчер Мартин. Ему пришлось с юных лет бороться за существование, и жизнь его во многом протекала в традициях художников нищих мансард. О нем рассказал Уильям Сароян в книге «Современное искусство Соединенных Штатов»: 
Место и роль спортивного искусства в Америке
... по пятницам мы с Флетчером Мартином ходили вечером в «Голливуд легион арена» смотреть бокс... Мы садились в задних рядах, так, чтобы видеть и ринг, и публику... Но Флетчер Мартин смотрел на все глазами художника, а я — писателя.
Следует вновь оговориться, что скудость информации о художниках, работавших над спортивной темой, неизбежно сужает возможность категорических выводов, но все же дает право рассуждать по поводу изображения человеческого тела в ходе спортивных состязаний.
К числу художников рассматриваемого типа относится и Роберт Тэйт Маккензи. В молодости, когда Маккензи посещал монреальский университет Макхилл, совершенствуя свои познания в медицине, он постоянно участвовал в университетских соревнованиях, завоевав на второй год учебы титулы чемпиона по гимнастике и прыжкам в высоту. Однако впоследствии Маккензи не продолжал своих занятий спортом. Получив диплом, он короткое время заведовал кафедрой физического воспитания в Макхилле и одновременно преподавал анатомию в медицинской школе. Его первой пробой в скульптуре стали четыре маски, изображавшие усилие, утомление, безжизненность и изнеможение, о которых мы уже упоминали. Маккензи выполнил их, чтобы проиллюстрировать свою статью в «Джорнал оф анатоми энд физиолоджи» в 1900 г. Так случилось, что ему было чуть за тридцать, когда он начал заниматься искусством помимо преподавания. Основным толчком к созданию скульптур, как уже отмечалось, послужили его научные интересы и желание проиллюстрировать свои лекции по физическому воспитанию и анатомии.
Препаратор
Анатомический союз
cosmett@ukr.net
Анатомия человека