Оконский Алексей: «Нематериальные активы погружают мир в новую модель экономики»

3 Сентября 2018
Традиционная модель создания ценностей претерпела изменения. Программное обеспечение, электронные подписки и данные распространяются иначе. К растущей роли нематериальных активов не успевают адаптироваться государства, а иногда и сам бизнес, указывает основатель сервисной компании «АПС» Оконский Алексей. Цифровой контент и другие нематериальные активы стремительно захватывают рынки в большинстве развитых стран. В результате меняются привычные правила формирования спроса и предложения, а экономическая модель трансформируется на глобальном уровне. В своей колонке на сайте LinkedIn бизнесмен Оконский Алексей объясняет, в чем выражаются эти изменения. Он приводит в пример производство автомобилей Ford. Первый автомобиль в линейке всегда будет самым дорогим, так как перед выпуском пришлось инвестировать не только в оборудование и комплектующие, но и в разработку и тестирование. В дальнейшем производство будет стоить одинаково — будь то сотый или тысячный автомобиль. «То же касается других товаров, которые доминировали на мировом рынке на протяжении 20 века, в том числе сельхозпродукции и частной собственности», — пишет Оконский Алексей. Производство цифрового контента организовано иначе. По мнению предпринимателя, мир все еще держится за старую модель и не понимает особенностей новой. При этом развитие нематериальных активов влияет на все — от системы налогообложения до экономической политики, а также на то, какие города будут процветать, а какие — отставать. Основатель сервисной компании «АПС» промышленного сектора утверждает, что этой тенденции уделяют недостаточно внимания. Он ссылается на книгу Джонатана Хаскела и Стиана Вестлейка «Капитализм без капитала», которая дает определение современным нематериальным активам. (В отличие от производства автомобилей, производство цифрового контента и ПО сопряжено с невозвратными затратами. Если инвестиции не окупились, то компания не может перепродать оборудование и станки, как условная Ford). Также для таких активов характерен эффект перелива, что выводит конкуренцию на новый уровень. Так, ничто не мешает водителю Uber одновременно подрабатывать в сервисе Lyft. В отличие от таксистов недалекого прошлого, которых нанимали конкретные компании. Но есть и плюсы — нематериальные активы можно тиражировать до бесконечности и объединять с другими активами, у которых нет физической формы. Примером служит iPod, который появился благодаря собственному MP3-протоколу Apple, технологии уменьшенного жесткого диска, уникальному дизайну и контрактам с лейблами звукозаписи. (Оконский пишет о необходимости реформ: государства до сих пор применяют старые инструменты оценки экономики и не понимают, что мир уже сильно изменился). США, например, стали учитывать программные продукты при расчете ВВП только в 1999 году. А сегодня при оценке инвестиций для расчета валового продукта по-прежнему не принимают во внимание затраты на маркетинговые исследования, брендирование и обучение персонала, хотя компании тратят на это огромные суммы денег. Оконский Алексей предлагает правительству несколько вопросов для размышления: «Стоит ли считать действующие законы об авторском праве слишком жесткими или слишком мягкими? Нужно ли реформировать антимонопольную политику? Нужно ли менять налоговую систему и как это лучше сделать?» Изменения на рынке диктуют новые условия не только регуляторам, но и компаниям. Эксперты советуют предприятиям вкладывать в своих сотрудников столько же, сколько и в другие активы. В экономике, при которой основной продукт существует в цифровой форме, многие привычные модели придется пересмотреть — и лучше начинать процесс подготовки уже сейчас.
Александр
Информационное бюро
8(812)325-20-26