Налог на недвижимое имущество. Кто является плательщиком этого налога и существующие льготы.

26 Января 2021
С 1 января 2015г. введен новый местный налог, в частности налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (Закон Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы" от 28 декабря 2014 № 71-VIII).
Объектом налогообложения являются объекты жилой и нежилой недвижимости.
В соответствии с подпунктом 266.5.1 пункта 266.5 статьи 266 Налогового Кодекса Украины, ставки налога устанавливаются по решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин в размере, не превышающем 1,5 процента размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 квадратный метр базы. Подавляющее большинство местных органов власти приняли решение о налогообложении недвижимости на уровне 0,5% минимальной зарплаты (20,9 гривен) за 1 кв. метр.
База налогообложения уменьшается: а) для квартиры/квартир независимо от их количества - на 60 кв. метров; б) для жилого дома/домов независимо от их количества - на 120 кв. метров; в) для различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей (в случае одновременного нахождения в собственности налогоплательщика квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том числе их частей) - на 180 кв. метров. (Например, ваша квартира имеет площадь 57 кв. метров, тогда вы этот налог не платите, поскольку площадь меньше 60 кв. метров. Если Ваш дом имеет площадь 190 кв. метров, то расчет площади для налогообложения: 190 - 120 = 70 кв. метров, которые будут облагаться налогом.)
В подпункте 266.2 статьи 266 НК Украины приведен перечень объектов недвижимости, не являющихся объектами налогообложения. Среди этого перечня хотелось бы выделить следующие:
д) объекты жилой недвижимости, в том числе их доли, принадлежащие детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, и лицам из их числа, признанным таковыми в соответствии с законом, детям с инвалидностью, воспитывающихся одинокими матерями (родителями), но не более одного такого объекта на ребенка;
е) объекты нежилой недвижимости, которые используются субъектами хозяйствования малого и среднего бизнеса, осуществляющими свою деятельность во временных сооружениях для осуществления предпринимательской деятельности и/или в малых архитектурных формах и на рынках;
е) здания промышленности, отнесены к группе "Здания промышленные и склады» (код 125) Государственного классификатора зданий и сооружений ДК 018-2000, используемые по назначению в хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, основная деятельность которых классифицируется в секциях BF КВЭД ДК 009 : 2010, но не сдаются их владельцами в аренду, лизинг, ссуду;
ж) здания, сооружения сельскохозяйственных товаропроизводителей (юридических и физических лиц), которые отнесены к классу "Здания сельскохозяйственного назначения, лесоводства и рыбного хозяйства" (код 1271) Государственного классификатора зданий и сооружений ДК 018-2000, но не сдаются их владельцами в аренду, лизинг, ссуду;
л) объекты жилой недвижимости, принадлежащие многодетным или приемным семьям, в которых воспитывается пять и более детей.
Законодатель не установил обязанности сельскохозяйственного товаропроизводителя непосредственно использовать здания/сооружения в сельскохозяйственной деятельности, а установил исчерпывающий перечень оснований, когда налоговая льгота не предоставляется, а именно: в случаях, когда недвижимость сдается собственниками в аренду, лизинг и ссуду.
То, что сельскохозяйственным товаропроизводителем в понимании норм НК Украины является исключительно юридическое лицо, не соответствует нормам закона. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Верховного Суда от 26 ноября 2020 по делу № 560/168/19. Следственно, физические лица, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, имеют право на вышеуказанные льготы.
Сельские, поселковые, городские советы и советы объединенных территориальных общин устанавливают льготы по налогу для физических лиц, исходя из их имущественного положения и уровня доходов, а также в зависимости от имущества, являющегося объектом налогообложения. Поэтому, советую заранее обращаться с заявлениями об установлении льгот.
Следует обратить внимание, что льготы по налогу для физических лиц не применяются к: объекту/объектам налогообложения, если площадь такого/таких объекта/объектов превышает пятикратный размер необлагаемой площади, установленной подпунктом 266.4.1 этого пункта; объекту/объектам налогообложения, используемым их владельцами с целью получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, ссуду, используеются в предпринимательской деятельности).
Начисление суммы налога с объекта/объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности физических лиц, осуществляется контролирующим органом по месту налогового адреса (месту регистрации) собственника такой недвижимости.
База налогообложения исчисляется контролирующим органом только на основании данных Государственного реестра прав на недвижимое имущество, которые предоставляются органами государственной регистрации прав на недвижимое имущество и/или на основании оригиналов соответствующих документов налогоплательщика, в том числе документов на право собственности. То есть, со слов или других источников информации, начисление сумы налога будет незаконным.
Ваши действия, если вы не согласны с суммой начисленного налога:
- в соответствии с пп.266.7.3 ст. 266 Налогового кодекса Украины, налогоплательщики имеют право обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган по своему налоговому адресу для проведения сверки данных относительно: объектов жилой и/или нежилой недвижимости, в том числе их долей, находящихся в собственности плательщика налога; размера общей площади объектов жилой и/или нежилой недвижимости, находящихся в собственности плательщика налога; прав на пользование льготой по уплате налога; размера ставки налога; начисленной суммы налога;

- в случае выявления расхождений между данными контролирующих органов и данными, подтвержденными налогоплательщиком на основании оригиналов соответствующих документов, в частности документов на право собственности, контролирующий орган производит перерасчет суммы налога и направляет (вручает) новое налоговое уведомление-решение. Предварительное налоговое уведомление-решение считается отмененным (отозванным);
- если вы не согласны с суммой (или базой начисления) налога, вы имеете право обратиться в суд с иском о признании противоправным и отмене налогового уведомления-решения.