Чего не знают руководители о стандартах менеджмента

11 Февраля 2013
Все знают стандарты ISO. Но не все знают, что означает это слово. Хотя нет практически ни одного бизнесмена, который бы не слышал о стандарте менеджмента качества.
Я не консультирую в области ISO (в этой области и так огромное количество экспертов), но часто разговариваю с бизнесменами о различных стандартах. И с упорным постоянством обнаруживается несколько вещей, общих для большинства владельцев бизнеса и топ-менеджеров в СНГ. Вот они:
• Люди вводят стандарт ISO чаще всего формально, чтобы получить право работать с поставщиками и партнёрами, «исповедующими» ISO.
• Бизнесмены часто не особенно разбираются в стандарте, который они вводят. Редко кому это на самом деле интересно. Больше интересуют доходы, а стандартами пусть менеджеры занимаются (в принципе – логично).
• Бизнесмены, вводя стандарт ISO в качестве вынужденной меры, не очень хорошо относятся к стандартам вообще (хотя заслуженно гордятся своим сертификатом), так как сертификация не решает всех проблем управления предприятием.
• Люди считают стандарт ISO чем-то вроде государственного стандарта, который регулируется законодательством.
Для тех, кто не знает, ISO (International Standard Organization) – Международная Организация по Стандартизации, является некоммерческой негосударственной структурой.
Это общественное объединение, члены которого создали и распространили по всему миру стандарты в нескольких областях, таких как качество продукции, уровень экологии и т.д.
Стандарты ISO великолепны. Их придумали гении. Их продолжает дорабатывать огромная армия специалистов - около 50 000 человек трудятся над стандартами. 500 000 предприятий сертифицированы по ISO-9001 (стандарт управления качеством), что показывает работоспособность методики. Предприятия, подходящие к стандарту «с душой» и в самом деле значительно улучшают или стабилизируют качество продукции или услуг.
Но ISO-9000 (стандарт управления качеством), ISO-14000 (экологический стандарт) и другие стандарты ISO не созданы для стандартизации управления бизнесом как таковым. Что я имею в виду?
Предприятие может быть сертифицировано, действительно следовать всем стандартам, но, тем не менее, терять деньги и даже обанкротится. И это не будет нарушением – стандарт не отвечает за ведение бизнеса, его создавали не управленцы, а инженеры. Тут требуется стандарт менеджмента в целом, чего нет, и никогда не было в ISO.
Чего многие не знают, так это того, что наряду с ISO существует ещё один стандарт, созданный другой международной некоммерческой организацией (WISE), который сертифицирует качество всего управления предприятием. Частями этого стандарта является контролируемая платежеспособность, управление на основе статистик, грамотная организующая схема и ещё несколько моментов, которые относятся именно к административным навыкам. Название этого стандарта – «Модель административного ноу-хау» или сокращенно МАНХ.
Членов WISE в мире меньше, чем фирм, сертифицированных по ISO-9001 – около 200 000. Причём, далеко не все из них осилили стандарт МАНХ, так как достичь его несколько сложнее, чем ISO – он охватывает больше областей предприятия и требует от управления специальных навыков, которым ещё нужно научиться. Да и разработан он всего несколько лет назад. Но результаты сертификации действительно ценны, причём ценность эта осознаётся в первую очередь самим владельцем бизнеса. Ведь, если организация тратит больше, чем реально зарабатывает, если у сотрудников неправильная мотивация, если организация не увеличивает свои показатели, она не сертифицируется.
Есть много интересных примеров пересечений между этими системами. В Бельгии компания «U-man», занимающаяся сертификацией по стандарту «Модель административного ноу-хау», сама решила получить сертификат ISO. Для целей PR, как это часто и бывает. Когда специалисты ISO пришли в офис «U-man», они ходили по организации в полном восторге. Первая их реакция была такая: «Нам кажется, что вы уже много лет как внедрили ISO-9001».
Продолжение: https://rb.tv/ru/articles/Chego-ne-znajut-rukovoditeli-o-standartah-menedzhmenta
Вадим Мальчиков
ATManagement
8-800-200-07-04
sosemenov@mail.ru
статья