Внедрить самостоятельно или обратиться к профессионалам?

27 Июня 2013
Уже сейчас покупка любого коробочного продукта является экономически не эффективным решением для любого предприятия. Заказав «коробку», вы теряете время, которое уйдет на самостоятельное внедрение и доработки. В течение этого времени вы могли бы получать выгоду от продукта.



— Какие продукты на рынке автоматизации сегодня востребованы больше всего?



— Продукты можно разделить на два направления. Во-первых, это продукты для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, которые актуальны для компании в любое время и на любом этапе развития, начиная с первого дня существования бизнеса. Во-вторых, это продукты для автоматизации управления финансами — системы бюджетирования, казначейства, управленческого учета, потребность в которых актуальна преимущественно для средних и крупных компаний.



Если говорить о конкретных наименованиях продуктов, то большая часть наших российских организаций использует системы бухгалтерского и налогового учета на платформе 1С, поэтому и в качестве системы управления финансами им подходят исключительно продукты на базе 1С: 1C:Управление корпоративными финансами, 1С:Управление производственным предприятием, 1С:Консолидация. Есть ряд компаний, которые для решения своих задач используют такие системы, как SAP, Oracle.



— В среде покупателей решений 1С существует два подхода — можно приобрести программное обеспечение у франчайзи, а работу по установке и внедрению произвести своими силами. Или второй подход — заказать комплекс услуг по разработке и внедрению у специалистов.



— Расскажите о плюсах и минусах обоих подходов.



— Как показывает опыт, у тех компаний, которые приобретают программное обеспечение, хотят самостоятельно внедрить его в компании и произвести настройки, процесс внедрения растягивается на длительное время. Это могут быть не только месяцы, но и годы. Во-первых, у штата программистов внутри компании кроме настройки системы есть основные текущие задачи, и они не могут стопроцентно участвовать в проекте. Во-вторых, опыт настройки подобных систем у штатных сотрудников минимален, а на изучение продукта и понимание функционала необходимо время. В некоторых случаях такие «коробк» и вообще оседают на полках, и до внедрения дело так и не доходит.



Второй подход — заказать комплекс услуг у специалистов — более дальновидный. Специалисты приходят на проекты с большим опытом работы, они могут взглянуть на ситуацию со стороны и дать свои рекомендации по улучшению системы управления и учета. Если мы рассматриваем комплекс услуг, то эффективнее работать с компаниями, которые являются и методологами, и автоматизаторами в одном лице. Таким образом, в работе со специалистами целый ряд плюсов: строго выдерживаются сроки, вы получаете дополнительные рекомендации и, главное, вы уже в самом начале можете видеть результат, который будет получен по завершению проекта, причем ответственность за этот результат несет компания-исполнитель. А результатом внедрения является не просто установленное программное обеспечение, а полноценно функционирующая система, адаптированная под цели, задачи и особенности вашей компании и персонала. Кроме того, если система управления и учета внедрена успешно, то она окупится через год, полтора, два. Более того, эту окупаемость можно просчитать заранее.



— А как клиенту отличить профессионалов по внедрению 1С от непрофессионалов?



— Если мы говорим о полноценной автоматизации, исполнитель, безусловно, должен быть и методологом, и автоматизатором. Методолог и автоматизатор в одном лице — идеальное сочетание. Конечно, при выборе поставщика услуг необходимо обращать внимание на опыт внедрения, и, прежде всего на то, сколько проектов вашей тематики уже было сделано компанией. Отзывы о компании, рекомендации знакомых и штат консультантов также важны при выборе. Но на первое место я бы поставила наличие у компании реализованных проектов в вашей тематике и, соответственно, положительные отзывы заказчиков услуг компании.



— С какими наиболее распространенными заблуждениями приходится сталкиваться на встречах с потенциальными заказчиками услуг?



— Довольно часто заказчики отказываются от услуг методолога, мотивируя это тем, что в компании уже есть свои разработанные положения. Но только правильно разработанная методология ложится в основу автоматизации и от этого зависит весь экономический эффект проекта. Тем не менее, многие предпочитают больше доверять себе, чем профессионалам — и это одно из самых распространенных заблуждений.



— Как изменился рынок автоматизации за последние несколько лет? Какие тенденции Вы бы могли отменить?



— Спрос на системы автоматизированные системы управления и учета с каждым годом только увеличивается. На рынке появилось много разных продуктов, и западных, и российских — линейка только растет. Сами компании подходят к автоматизации более осознанно, их уже не надо уговаривать купить продукт, они ищут систему автоматизации сами. И в будущем, без сомнения, рынок автоматизации будет только расти.



Сегодня заказчику, к сожалению, сложно найти качественного автоматизатора среди огромного количества появившихся предложений. Многие компании занимаются только автоматизацией и не могут предложить методологию или, наоборот, делают методологию, но не могут предложить автоматизацию.



— Как Вы считаете, на какие продукты 1С будет самый большой спрос в перспективе 1-2 лет?





— Я бы выделил продукты в сфере управления финансами (автоматизация бюджетирования, казначейства, управленческого учета) на платформе 1С. Спрос на эти продукты будет большим, потому что в России чувствуется экономический рост. Примеров тому довольно много — компании, которые еще год назад просто имели офис в Москве, идут в регионы и открывают дополнительные филиалы, расширяются. А с ростом компании теряется легкость в управлении финансами, вот тут и приходит на помощь автоматизация.



— Насколько ощутима для компании экономическая выгода от внедрения системы управления финансами? Можете ли назвать конкретные цифры и примеры?



— Да, конечно. Известная всем торговая сеть по продаже продуктов питания после автоматизации системы казначейства сразу выявила платежи, которые были вне бюджета. Когда этих внебюджетных платежей не стало, сеть смогла за год сэкономить средства на открытие пяти новых магазинов. Или, еще один пример — в крупных компаниях много средств уходит на канцтовары, и только автоматизация позволяет контролировать эти средства. Примеров масса…, а вывод один — автоматизировать управленческий учет нужно и чем раньше, тем лучше. И правильнее это делать с помощью компании, сильной в методологическом плане.
Горбунов Олег
БАЗИС
Москва, пр-д Серебрякова, 14
info@base-concept.ru