Правовые механизмы защиты прав пассажиров в случае дефолта авиакомпаний. Зарубежный опыт

18 Октября 2012
Деловой авиационный портал Ato.ru публикует авторскую статью менеджера корпоративной практики «ФБК-Право» Андрея Шкадова и юрисконсульта «ФБК-Право» Валентины Поляковой, в которой авторы обращаются к теме защиты прав пассажиров при дефолте перевозчика. Юристы кратко описывают опыт зарубежных стран, который может быть полезен при выборе оптимальной модели защиты прав пассажиров в России.
Среди механизмов, направленных на организацию доставки пассажиров до пункта назначения и выплату компенсаций в случае дефолта авиаперевозчика, авторы выделяют, в частности, обеспечение возврата стоимости билетов туроператорами или туристическими агентами. «Директивой ЕС (Council Directive 90/314/EEC) предусмотрены специальные гарантии прав пассажиров, приобретающих авиабилет в составе турпакета. В соответствии с Директивой, в случае невозможности авиакомпании исполнить свои обязательства перед пассажирами выплаты осуществляет именно туроператор или туристический агент. При этом на пассажиров, которые приобрели авиабилеты отдельно от пакета туристических услуг, действие данного акта не распространяется и их права остаются незащищенными», - поясняют авторы.
По их словам, в России вследствие законодательных коллизий единообразная судебная практика по вопросу возложения ответственности за неисполнение обязательств по перевозке на туроператора, отсутствует. По этой причине на практике страховые компании, страхующие ответственность туроператоров, как правило, отказывают в удовлетворении требований пассажиров о выплате возмещения за авиаперевозку до того момента, пока не будет получено решение суда, прямо обязывающее страховщика осуществить такие выплаты.
Со полным текстом статьи юристов «ФБК-Право»можно ознакомиться на сайте - http://www.fbk.ru/library/columns/default_aviacompany
Анна Кучева
ФБК