«Переход на автономку». Реформирование бюджетных учреждений. Плюсы и минусы перехода в статус автономного учреждения.

2 Декабря 2010
24 ноября 2010 года в конференц-зале гостиницы «Алтай» Издательство «Аюдар Пресс» организовало очередной семинар-практикум на тему: «Автономные учреждения: создание, бухгалтерский учет, налогообложение».

В качестве докладчиков на семинаре выступили Давыдова Зоя Ивановна – советник государственной гражданской службы 1 класса и Кочнова Татьяна Петровна – заместитель главного бухгалтера Министерства образования и науки.

Тема семинара была выбрана не случайно.
Президентом РФ Д. Медведевым был подписан Федеральный закон от 08.05.2010 ¹ 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закон ¹ 83-ФЗ), которым внесены революционные изменения, направленные на оптимизацию сети государственных и муниципальных учреждений. Поправки коснулись около 40 законодательных актов, регулирующих правоотношения в бюджетной и банковской сфере, в образовании, деятельность автономных и некоммерческих организаций, вопросы налогообложения и учета.

Основная цель изменений - снижение темпов роста расходов бюджетов, создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими дополнительных источников финансирования за счет осуществления коммерческой деятельности.

Закон ¹ 83-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением некоторых его положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Для проведения реформы бюджетной системы с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период. Порядок применения действующих в настоящее время в бюджетной сфере нормативных документов, а также многочисленные мероприятия, которые планируется провести в ходе этого периода, обозначены в статье 33 Закона ¹ 83-ФЗ.

Все государственные и муниципальные учреждения будут делиться на три типа: автономные, бюджетные и казенные (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Основные характеристики правового статуса каждой из организационных форм рассмотрели на семинаре Кочнова Т.П. и Давыдова З.И.

С 1 января 2011 года вступает в силу пакет поправок, внесенных в часть вторую Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), устанавливающих особенности налогообложения государственных (муниципальных) учреждений.

Основные изменения, внесенные в порядок исчисления и уплаты отдельных налогов, осветила Зоя Ивановна.

В своем ответе она руководствовалась Приказами и письмами Минфина России по налогу на прибыль, по автономным учреждениям, обращалась к нормативной базе РФ по автономным учреждениям, а также особое внимание Давыдова З.И. уделила следующим приказам Минэкономразвития:

1. Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. ¹ 261 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения»;

2. Приказ Минэкономразвития России от 03.12.2008 г. ¹ 423 «Об утверждении типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам» (с учетом внесения изменений приказом от 24.09.2009 г. ¹ 363);

3. Приказ Минэкономразвития России от 03.12.2008 г. ¹ 424 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию задания учредителя в отношении федерального автономного учреждения» и др.

В перерыве между выступлениями лекторов бренд-менеджер издательства «Аюдар Пресс» провела презентацию журнала «Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» и одноименного сайта www.avtonombuh.ru Всех участников Елена пригласила к плотному сотрудничеству: принять участие в подписной кампании, направлять свои вопросы и пожелания на электронный адрес info@avtonombuh.ru, а также делиться профессиональным опытом.
Татьяна Петровна Кочнова рассказала о порядке создания автономного учреждения, ответила на вопрос о вступительной бухгалтерской отчетности автономного учреждения.

Много было сказано по раздельному учету доходов и расходов автономных учреждений, и по применению упрощенной системы налогообложения.

Аудитория собралась разнообразная, среди нее были организации, которые только готовятся приобрести статус автономного учреждения, ныне автономные, реорганизованные, а также присутствовали представители бюджетных организаций.

У присутствующих было много вопросов, в частности по бухгалтерскому учету.

Подробно Татьяна Петровна остановилась на Едином плане счетов бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях, поскольку в проекте все автономные учреждения должны перейти на Единый план счетов.

В соответствии с законопроектом автономные учреждения будут вести бухгалтерский учет по коммерческому плану счетов, бюджетные учреждения (с расширенным объемом прав) будут работать по плану счетов с ведением аналитического учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета — по бюджетному плану счетов, для казенных учреждений установлен бюджетный план счетов.
Поскольку бюджетным учреждениям предстоит вести «комбинированный» учет (по плану счетов с ведением аналитического учета по укрупненным кодам КОСГУ, а в части средств бюджета — по бюджетному плану счетов), то, безусловно, возникает проблема консолидации всего процесса бюджетного учета. О многих нюансах переходного периода, о консолидации ведения такого учета и рассказала Кочнова Т.П.

Надеемся, что на многие вопросы участники семинара получили полноценные ответы.

Действительно, предложенная схема изменения статуса бюджетных учреждений сложна. Наверняка, вопросы по данной теме не исчерпали себя, и с каждым днем будут появляться все новые и новые. Издательство «Аюдар Пресс» планирует регулярно проводить подобные семинары, чтобы вместе с нашими компетентными докладчиками помочь бухгалтерам разобраться в новых назревших вопросах об изменении статуса бюджетных учреждений.