Работодатель и работник: искусство взаимопонимания

12 Декабря 2011
На прошедшем в Петербурге HR-форуме «Успех компании как результат эффективной кадровой политики», на который собрались ведущие специалисты из самых разных регионов России, была предоставлена возможность поделиться опытом формирования здоровой атмосферы в трудовом коллективе и вовлеченности персонала в достижение конечного результата. Об этом, в частности, шла речь на круглом столе на тему «Работодатель и работник: искусство взаимопонимания».
Ситуация в этой сфере далека от идеальной. В частности, были приведены данные недавнего исследования кадрового агентства «1000 Кадров». В сегменте «синих воротничков» в Петербурге и Ленинградской области все более ощутимым становится разрыв между ожидаемой и реальной заработной платой. У отдельных категорий работников он достигает 31%. Причем максимальная разница отмечена у представителей самой молодой возрастной группы (от 18 до 23 лет) и у женщин – 30% и 31% соответственно. Это существенно превышает показатели 2010 года и может привести к росту социальной напряженности на рынке труда.
В то же время выступающие говорили о явной недооценке роли кадровой службы в решении задач, стоящих перед компанией, предприятием или организацией. На этой проблеме подробно остановилась руководитель офиса SHL Russia – Business Psychologists Ltd Ольга РАБКИНА. По ее словам, во многих компаниях руководство считает HR-службу вспомогательным подразделением с «не совсем понятными функциями». Обычное явление, когда линейные менеджеры признают за ней лишь поддерживающую функцию буфера между работодателем и работником, а сложные проекты для реальной оценки эффективности отделов персонала считают слишком затратными и игнорируют. При таком подходе все дополнительные затраты на HR-службу воспринимаются топ-менеджерами как нерациональные.
По данным исследования, проведенного SHL в 500 компаниях, только в 51% HR-служб собирают данные, чтобы показать руководству обоснованность инвестиций в свое подразделение. То есть там сотрудники отделов персонала понимают, насколько важно подтвердить свой вклад в общий результат компании. В России таких компаний только 10% от общего количества. Хотя есть проверенные методики и обученные специалисты – было бы желание их привлечь.
В условиях нынешней нестабильности рынка возрастает роль мотивации персонала. Разработка новых способов – задача не только HR-специалистов. Решить ее можно только при активной поддержке топ-менеджмента. Более того, оптимальный вариант, когда инициатива исходит от руководства компании – оно дает «добро», а сотрудники отдела персонала «шлифуют» детали проекта по мотивации и реализуют его.
Причем это должна быть работа как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу. Но, к сожалению, пока HR-стратегия прописана только у 30% московских компаний и у 18% петербургских.
Хотя ситуация постепенно меняется. Все больше работодателей осознают, что персонал – это стратегический ресурс компании, от которого зависит успех бизнеса. Объективно приходится вкладывать деньги в обучение, а потом нужно стараться удержать подготовленных сотрудников – конкуренция на рынке труда все жестче.
В качестве примера на круглом столе были приведены результаты исследования компании Aon Hewitt, которая оценила экономические потери в ряде зарубежных фирм от негативного отношения сотрудников к работодателю. В частности, незаинтересованный в бизнес-процессе сотрудник ежегодно стоит компании 30 тысяч долларов. Такие потери компания несет от снижения эффективности работы – у человека просто нет стимула трудиться с полной отдачей. Уволить и взять другого? Но замена сотрудника приводит к существенным финансовым потерям, соразмерным его 18 окладам (расходы на подбор, адаптацию, обучение и др.). Иными словами, лучше по-настоящему поработать с теми, кто есть, а не начинать каждый раз сначала.
По мнению участников круглого стола, в успешной компании активно работают над созданием корпоративных ценностей, стремятся всем коллективом заложить традиции. Кризис показал: дела там идут лучше, где рядом трудятся не начальники и подчиненные, а бизнес-партнеры, заинтересованные в общем результате. В развитых странах это давно поняли, и тут нам есть на кого равняться. Радует, что и во многих российских компаниях все увереннее идут по этому пути.
Сергей Иванов

резюме на работу