Как вывезти театр на гастроли за рубеж?

24 Июня 2013
С таким вопросом обратились мы к Максиму Яшкову, рассчитывая на квалифицированный ответ руководителя компании, которая уже много лет работает в этот сегменте логистики – организация таможенного оформления и перевозка грузов для театральных и концертных гастролей.

«Объемы перевозок в этой области транспортного бизнеса растут ежегодно на 25-30%. Этому способствуют крупномасштабные концерты и зрелищные представления мировых музыкальных звезд и театров. Российские коллективы тоже
все чаще и активнее представляют страну на иностранных подмостках. В результате, сегодня этот сегмент логистики оценивается в десятки тысяч тонн и несколько десятков миллионов долларов. Ведь театры и концертные группы часто везут на гастроли массивные и сложные декорации. К примеру, театр «Ленком» для показа на Украине двух спектаклей, вывез около 30 тонн декораций и аппаратуры, задействовав для их перевозки почти десяток трейлеров», - рассказал М. Яшков.

«Обычно выездные турне планируются за несколько месяцев до их начала. За два-три месяца администрация театра ставит нас в известность о графике гастролей. Наш представитель приезжает и на месте оценивает объем перевозимого реквизита. Наибольшую трудность представляют сборно-разборные конструкции сцены, так как обычно, на этот момент они находятся в собранном состоянии и не всегда
верно можно определить их объем при транспортировке»,— говорит генеральный
директор холдинговой компании «Таможенные терминалы». По его словам, компания предоставляет для таких перевозок различный подвижной состав: для смешанных перевозок это морские контейнера, для континентальных – автомобили. Всё это с запасом объема, чтобы подстраховаться.
Конечно, мы говорим о крупных проектах. Есть спектакли, реквизит которых умещается в чемодан, и максимум, который требуется для обеспечения логистики,— это доплата за перевес в аэропорту и оформление необходимых документов.

«По нашей практике, на гастроли выезжают чаще известные московские и петербургские труппы, так как только они способны привлечь госфинансирование
для оплаты дорогостоящей логистики. В этом случае, особенно при заграничных турне, театр объявляет тендер на оказание услуги перевозки реквизита. Но,
наличие финансирования из бюджета часто создает дополнительные трудности. При транспортировке возникает масса специфических моментов, связанных с погрузкой реквизита и его таможенным оформлением. Таким опытом обладает всего пара-тройка компаний в Москве, но никто не гарантирует, что именно профессионалы выиграют объявленный конкурс. «Заниженная цена услуги порой позволяет подрядчику выиграть тендер, а заложником не справившейся с ситуацией компании станет театральная труппа»,— рассказывает директор и хореограф коллектива «Русские звезды балета» Валерий Кокарев: «Чтобы избежать этого мы, как и многие другие театры и музеи,
стараемся самостоятельно договориться с уже проверенной компанией и не объявлять открытых тендеров на перевозку. На протяжении уже многих лет мы сотрудничаем с холдингом «Таможенные
терминалы» и всегда получаем отличный результат. Порой, находясь в разных точках мира, мы с руководством холдинга только по телефону или скайпу решаем очень сложные и срочные вопросы транспортировки.

«Фактически каждая такая транспортировка уникальна», - продолжает Максим Яшков: «Здесь есть лишь один рецепт: надо готовить всю схему перевозки заранее. По запросу клиента мы предоставляем
на весь период гастролей собственного экспедитора. В его задачу входит координация транспорта, загрузки и выгрузки реквизита и решение сопутствующих
проблем. Участие экспедитора, хорошо знающего все нюансы перевозки груза, погрузки-разгрузки, позволяет, во-первых, минимизировать непредвиденные затраты, а во-вторых, избавить от головной боли администратора труппы и артистов».

Когда все нюансы перевозки оговорены, доходит дело до визита на особые выставочные таможенные посты, специализирующиеся на обработке подобных грузов. Отметим, что вывоз концертной и театральной
аппаратуры попадает под действие АТА Carnet —
международного таможенного документа, который вместо таможенных деклараций позволяет беспошлинно и по упрощенной схеме быстро оформить временный вывоз/ввоз профессионального оборудования. Однако на деле все далеко не так
гладко, как должно быть. Начнем с того, что таможня заниматься подобными грузами очень не любит, поэтому проверка может затянуться настолько, что гастроли окажутся под угрозой срыва, сетуют в театрах.

Другая причина, поясняют в администрации фестиваля «Шелковый путь»,— «неумение гастролера подать полный, подробный и вменяемый список на таможенное оформление в случае поездки за границу, хотя большинство московских театральных коллективов
уже научились это делать». Трудности возникают и с идентификацией товара таможенниками:
каким образом определить тот или иной реквизит, костюмы, декорации? «Списки всего оборудования на вывоз, вплоть до нюансов, готовятся заранее. Например, если есть в перечне рация, надо написать, какой марки и года выпуска. Или составить полное описание провозимого костюма, включая состав ткани, цвет, форму, использованные украшения, бижутерию и другие детали»,— отмечает господин Камал
Багир. По его словам, такая процедура может занимать около шести-семи дней, а обычно гастролер всегда находится в цейтноте между последними представлениями на "родной" площадке и будущуми высьуплениями.
«Серьезной проблемой для нас порой становиться отсутствие у театра (концертного коллектива) компании-участника ВЭД, которая должна фигурировать Отправителем оборудования. Такую «задачку» не решить за пару дней»,— объясняют в «Таможенных терминалах».

«Понимая, что теряем время непроизводительно, мы в начале этого года организовали специализированную компанию, которая будет предоставлять услуги ВЭД (включая оформление АТА Carnet) любому театру, музею или гастрольному коллективу. В общем, каждый должен заниматься своим делом»,- подытоживает
Максим Яшков: «Клиенты к нам обращаются постоянно, значит, наш профессионализм завоевал доверие у творческих людей. В январе этого года закончились китайские гастроли Молдавского Национального
театра оперы и балета им. Марии Биешу, только что из Испании с очень успешного тура вернулся коллектив «Русских звезд балета», по дороге в Китай «плывут» декорации Государственного детского музыкального театра им Н.И. Сац. Гастрольный сезон в самом разгаре и мы надеемся, что ни одна программа не будет сорвана по причинам логистики»

Специально для руководителей театров, музеев и разных концертных коллективов мы размещаем здесь контакты компании «Таможенные терминалы»: e-mail: svxterminals@mail.ru, телефоны: (495) 972 7869,
+357 96 289567, +372 579 16 211
Стефан Бах
Рекламное агентство Регина
Стефан Бах
svxterminals@mail.ru
Как вывезти театр на гастроли за рубеж