Проблемы тендерной системы в дорожном строительстве
5 Июля 2015
1 июля в Ростове прошло выездное заседание бюджетного комитета российской Госдумы. В числе обсуждаемых актуальных проблем отдельно рассматривался вопрос эффективности тендерной системы в дорожном строительстве и в организации выбора подрядчиков по этой процедуре. Особой критике действующее положение вещей подвергла Валентина Матвиенко, предложив в качестве примера для рассмотрения тендеры области. Напомним, что она возглавляет Совет Федерации, и ее мнение далеко не последнее в высших эшелонах государственной власти.
По мнению Матвиенко, тендерная система выбора подрядчиков на проведение ремонтов дорог полностью себя дискредитировала и должна быть заменена аутсорсингом, в котором будет работать группа узкоспециализированных компаний. Иными словами – это возврат к монополии в дорожном строительстве. Поразительно, но участники встречи не смогли найти аргументов против такого заявления.
В качестве объяснения мотивов предлагаемых изменений прозвучало, что в тендерных процедурах основным критерием выбора подрядчика принимается стоимость контракта, а точнее – наиболее дешевое предложение его реализации. По факту этот подход стал результатом того тому, что для выполнения работ покупаются самые дешевые, не всегда качественные, а иногда и просроченные строительные материалы. Еще одно последствие – привлекается низкоквалифицированный рабочий персонал. Естественно, страдает качество самих ремонтов.
Определенная доля истины в предложении Матвиенко есть. Но есть и вторая причина проблемы, о которой просто полностью забыли. Это необоснованно заниженная стоимость контрактов, выставленных на тендер. Если говорить просто, то народная мудрость гласит: из дешевой рыбки не получится наваристой ухи. Иными словами, корень проблемы заложен изначально в заказчике тендера на контракты. Именно с этой стороны следует предпринимать изменения.
Если бы на конкурсную процедуру выставляли договора с реально просчитанными цифрами и четко расписанными спецификациями к проектам, с жестко регламентированной сметной стоимостью, а от исполнителя требовали финансовые гарантии для обеспечения исполнения контракта – проблем с низкосортными материалами можно было бы полностью избежать изначально. Отсюда возникают вопросы: может причина не в исполнителях, а всего лишь в:
• недостатке финансирования,
• нежелании (или неумении) ответственных госструктур надлежащим образом проконтролировать выполнение договорных обязательств,
• необходимости заказчиков в экономии.
Возможно, ответы помогут выработать более объективный подход к источникам проблемы и найти лучший способ ее решения, чем просто очередной раз монополизировать право на дорожные ремонты, передав его иногда просто своим компаниям.
По мнению Матвиенко, тендерная система выбора подрядчиков на проведение ремонтов дорог полностью себя дискредитировала и должна быть заменена аутсорсингом, в котором будет работать группа узкоспециализированных компаний. Иными словами – это возврат к монополии в дорожном строительстве. Поразительно, но участники встречи не смогли найти аргументов против такого заявления.
В качестве объяснения мотивов предлагаемых изменений прозвучало, что в тендерных процедурах основным критерием выбора подрядчика принимается стоимость контракта, а точнее – наиболее дешевое предложение его реализации. По факту этот подход стал результатом того тому, что для выполнения работ покупаются самые дешевые, не всегда качественные, а иногда и просроченные строительные материалы. Еще одно последствие – привлекается низкоквалифицированный рабочий персонал. Естественно, страдает качество самих ремонтов.
Определенная доля истины в предложении Матвиенко есть. Но есть и вторая причина проблемы, о которой просто полностью забыли. Это необоснованно заниженная стоимость контрактов, выставленных на тендер. Если говорить просто, то народная мудрость гласит: из дешевой рыбки не получится наваристой ухи. Иными словами, корень проблемы заложен изначально в заказчике тендера на контракты. Именно с этой стороны следует предпринимать изменения.
Если бы на конкурсную процедуру выставляли договора с реально просчитанными цифрами и четко расписанными спецификациями к проектам, с жестко регламентированной сметной стоимостью, а от исполнителя требовали финансовые гарантии для обеспечения исполнения контракта – проблем с низкосортными материалами можно было бы полностью избежать изначально. Отсюда возникают вопросы: может причина не в исполнителях, а всего лишь в:
• недостатке финансирования,
• нежелании (или неумении) ответственных госструктур надлежащим образом проконтролировать выполнение договорных обязательств,
• необходимости заказчиков в экономии.
Возможно, ответы помогут выработать более объективный подход к источникам проблемы и найти лучший способ ее решения, чем просто очередной раз монополизировать право на дорожные ремонты, передав его иногда просто своим компаниям.
Последние новости раздела
8 апреля 2024