Стратегический консалтинг

4 Июля 2012
Стратегический консалтинг — это комплекс мер и мероприятий, направленных на изучение, разработку и реализацию перспективных проектов развития бизнеса компании.
Стоит ли пользоваться услугами по стратегическому консалтингу и привлекать консультантов по управлению?
Универсального ответа здесь быть не может, но Компания «Арт-Финанс» постарается обобщить аргументы в пользу работы с консультантами по стратегии, которыми руководствовались компании.
• У компании нет опыта разработки стратегии, непонятно как подступаться к этой задаче;
• Собственник видит, что компания развивается не так, как ему бы этого хотелось. Поэтому для разработки стратегии он приглашает стратегических консультантов, считая, что собственными силами компания может еще дальше уйти «не в ту сторону»;
• Консультанты могут передать сотрудникам компании методики, используемые при разработке стратегии;
• Требуется разработка стратегии, которая будет использована для предоставления стратегическому инвестору/банку или инвестиционному фонду/управляющей компании или совету директоров холдинга. Ожидается, что стратегический консалтинг сможет не только обеспечить подготовку качественной стратегии, но и профессиональную подготовку презентации проекта;
• Руководство/собственники компании нуждаются в профессионалах в области стратегии для того, чтобы убедиться в том, что существующая стратегия компании адекватна рыночным возможностям и внутренним ресурсам компании;
• Компания имеет сложную структуру бизнеса, интересы подразделений противоречат друг другу, идет активная конкуренция за ресурсы;
• Компанию приобрел новый собственник и ему необходимо быстро разобраться в ситуации;
• Руководство компании не в состоянии выделить достаточные внутренние ресурсы для разработки стратегии компании;
• Собственник/генеральный директор рассчитывает, что с помощью консультантов по стратегии ему удастся найти для компании новые, прорывные продукты и рынки.
Собственнику необходимо дистанцироваться от стратегии, сделать так, чтобы она была не его «хотелкой», а коллективным продуктом менеджеров компании, вошедших в состав рабочей группы.
Естественно, что этим перечнем, аргументы в пользу сотрудничества с консультантами не ограничиваются. Скорее это некий тест: если несколько из этих аргументов применимы и для вашей компании, то не пора ли задуматься о запуске консалтингового проекта?
Когда нельзя привлекать консультантов ни в коем случае?
• Во-первых, когда вы ждете, что они придут и все сделают за вас. Этого не произойдет, деньги и время будут потрачены, а результат достигнут не будет;
• Во-вторых, когда вы ожидаете, что стратегические консультанты смогут в своем отчете фальсифицировать ситуацию так, чтобы компания предстала в выгодном свете перед заинтересованными лицами, неважно собственники это, потенциальные инвесторы или еще кто-то. Оставив без внимания моральную сторону этого вопроса, я обращу Ваше внимание на то, что хорошие консультанты, способные действительно качественно работать никогда не возьмутся за такую задачу, а плохие окончательно испортят вам и без того нерадужную ситуацию;
• В-третьих, если вы просто не доверяете этим консультантам. Это – вполне достаточный аргумент. Стратегический консалтинг — бизнес доверия. Без доверия, причем взаимного, построить эффективное взаимодействие с консультантами не получится.