Рынок подбора персонала 2010: «Качество», «Лидерство», «Команда»

15 Июня 2010
2009 год стал тяжелым временем для кадрового рынка. Компании пересмотрели свои расходы и значительно сократили бюджеты. Весомая часть этих сокращений пришлась на затраты, связанные с подбором и управлением персоналом. По всему миру прокатилась не одна волна массовых сокращений. К поиску новых сотрудников компании стали подходить взвешенно, опасаясь превысить заложенный бюджет. Многие кадровые агентства и Executive search компании в сложившихся условиях были вынуждены покинуть рынок.

Оценки экспертов в отношении 2010 года и их прогнозы на будущее расходятся. По прогнозу американских HR-экспертов, этот год будет как минимум столь же беспорядочен, что и 2009-й, однако откроет новые возможности перед выжившими компаниями.

В свою очередь, специалисты в России и СНГ говорят о том, что во втором квартале 2010 года рынок услуг для бизнеса ожил. Спрос на персонал выходит на докризисный уровень в силу желания многих компаний наверстать упущенное. Но при этом качество подбора становится основным критерием выбора компаний-подрядчиков.

Краткий обзор основных тенденций современного рынка подбора, которые отмечают эксперты:

Война за таланты продолжается! Кризис и массовые увольнения затронули многие отрасли, но не повлияли на этот тренд. Подлинные таланты остались на своей работе и не уступили в цене. Это можно увидеть и в практике «выживших» Executive Search компаний: охота на ключевых специалистов, работников с редкой квалификацией, профессионалов в своем деле продолжается. Характерной чертой борьбы в 2010 году эксперты называют ориентацию на кандидатов, которые смогли достичь хороших результатов в кризисный период и продолжают это делать.

Качественный рекрутинг. Кризис «вытолкнул» на рынок труда большое число соискателей, а количество высокопрофессиональных работников не выросло. В итоге специалист по подбору имеет на руках гораздо больше резюме, чем прежде, но процент эффективных специалистов не повысился. Профессионалам в области подбора все больше приходится работать на результат, а не на скорость, доказывать свое влияние на бизнес, выраженное в реальных показателях. Акцент перемещается на качество найма.

Сейчас, когда соискателей много, очень важно расставить приоритеты:
1. Сформировать пул порядочных соискателей,
2. Из них выбрать самых профессиональных, которые при этом достаточно талантливы, целеустремленны и трудолюбивы.
3. Определить тех, кто готов к активной командной работе.

Качество работы рекрутеров компании сейчас оценивают не столько по скорости и количеству закрытых вакансий, сколько по финансовому результату, который приносят найденные сотрудники. И снова «на арену выходит» Executive Search.

Текучесть кадров. Компании-лидеры будут с точностью хирурга производить «чистку» своих рядов, искать профессионалов и вкладывать в тех кандидатов, которые способны дать их делу новый стимул, открыть новые перспективы.

Растет значимость бренда компании-работодателя.
Преимущества престижного бренда:
• увеличивается количество и качество кандидатов;
• сокращается текучка кадров (люди держатся за рабочее место);
• появляется возможность платить не самую высокую зарплату (работать в такой компании престижно!).

Важность бренда работодателя стала предметом дискуссии на встрече Международного Делового Клуба ИМИКОР, посвященной теме «Что делать бизнесмену, чтобы его не подводил персонал» http://club.imicor.ru/otchyotyi/24_marta_chto_neobhodimo_delat_biznesmenu_chtobyi_ego_ne_podvodil_personal_.html. Тогда гости встречи сошлись во мнении, что бренд компании весьма важен для мотивации по типу «А» (присоединение работника к престижному бренду). Для мотивации по типу «В» (приоритета мотивации к эффективному труду) работодателю придется подыскать более действенные рычаги.

Нетипичные формы занятости. Условия рынка требуют от организаций маневренности, а значит – готовности к гибкому использованию труда.

И снова… лидерство. Для руководителей любого ранга одним из наиболее важных качеств является лидерство. Это качество, которое позволит сформировать лучшую команду. Рассматривая предложения из различных организаций, кандидаты оценивают, насколько сами руководители компании верят в то, что их бизнес достигнет успеха и насколько в это верит команда, с которой предстоит работать. Этот критерий сейчас становится даже важнее, чем бренд компании.

Сложнее всего приходится выпускникам вузов. Молодые карьеристы обязательно должны прислушаться к себе, решить, какая работа им будет по душе, ведь это выбор не на один год – это бег на длинную дистанцию, а «коней на переправе» иногда бывает очень сложно поменять. Если у человека есть талант и он готов трудиться, то он обязательно добьется успеха!

Таким представляется профессионалам текущий 2010 год. Какими выйдут из этого испытания ведущие компании по подбору персонала? Подведем итоги в конце года.
Павел Беленко, Луиза Губайдулина,
группа компаний ИМИКОР
+7 (499) 317- 10 - 66,
web.imicor@yandex.ru
Группа компаний ИМИКОР