Вторая в мире среди гидрогенерирующих компаний ОАО «РусГидро» управляет финансово-экономической деятельностью в современных экономических условиях с помощью информационной системы на основе «1С:Управление производственным предприятием 8»

4 Февраля 2010
Компания «1С:Автоматизация» и холдинг ОАО «РусГидро» объявляют об успешном завершении проекта по созданию и внедрению единой корпоративной информационной системы на базе решения «1С:Управление производственным предприятием 8». В результате проекта руководство компании получило централизованную информационную систему финансового планирования и корпоративного учета и отчетности, объединяющую 20 организаций (филиалов ОАО «РусГидро») по всей территории России и Исполнительный аппарат в Москве с численностью персонала более 5500 человек. Информационная система, созданная на основе «1С:Управление производственным предприятием 8», поддерживает процессы бюджетирования, контроля исполнения бюджетов, управленческого, бухгалтерского и налогового учета и обеспечивает функционирование более 1 300 автоматизированных рабочих мест.

Открытое акционерное общество «РусГидро» создано 26 декабря 2004 года в рамках осуществления государственной программы по реформированию электроэнергетики в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1254-р от 01.09.2003. На момент создания и до регистрации нового фирменного наименования ОАО «РусГидро» (04.07.2008) полным фирменным наименованием Компании являлось Открытое акционерное общество «Федеральная гидрогенерирующая компания» (ОАО «ГидроОГК»). Компания создана в качестве 100%-го дочернего общества ОАО РАО "ЕЭС России".
Основным видом деятельности компании является производство электроэнергии на базе возобновляемых источников: водных потоков, морских приливов, ветра и геотермальной энергии.
ОАО «РусГидро» – крупнейшая российская генерирующая компания и вторая в мире среди гидрогенерирующих компаний по установленной мощности.
Миссия компании – эффективное использование гидроресурсов, создание условий обеспечения надежности ЕЭС и расширенное использование возобновляемых источников энергии на благо акционеров и общества.


В январе 2008 года была проведена реорганизация ОАО «РусГидро» в результате присоединения к компании 20 акционерных обществ (филиалов), из которых ОАО «Корпоративный университет гидроэнергетики» осуществляет образовательную деятельность, а 19 филиалов – выработку электроэнергии.
В связи с этим, вопрос организации корпоративного учета и финансово- экономического управления стал очень актуальным. Решением этого вопроса должна была стать единая информационная система, позволяющая получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений, как на уровне отдельных структурных подразделений, так и на уровне Компании в целом.

Цель проекта Заказчик обозначил как создание единой информационной системы с целью повышения эффективности деятельности ОАО «РусГидро» и оптимизации систем корпоративного учета и отчетности, финансового планирования, обеспечивающих решение основной стратегической задачи – роста стоимости Компании. Единая информационная система должна была обеспечить решение следующих задач:
 поддержка единых стандартов и принципов корпоративного учета и составления отчетности;
 значительное снижение сроков подготовки отчетности за счет ускорения процесса сбора и подготовки информации;
 повышения доверия к отчетности со стороны аудиторов, акционеров, портфельных инвесторов и держателей облигаций за счет повышение качества подготовки и достоверности отчетности;
 параллельное формирование данных бухгалтерского и налогового учета;
 автоматический расчет себестоимости;
 поддержка единых стандартов и принципов корпоративного планирования;
 формирование корпоративных планов и бюджетов;
 осуществление оперативного контроля исполнения бюджетов с возможностью перераспределения средств между подразделениями, работами и статьями бюджета;
 разграничение прав доступа с целью сохранения конфиденциальности информации;
 механизация труда персонала, освобождение ключевых специалистов от рутинной и технической работы;
 общее сокращение трудоемкости и снижение затрат времени для получения информации и принятия управленческих решений.
Общая методология ведения бухгалтерского и налогового учетов, построения бюджетирования и контроля исполнения бюджетов была проработана специалистами РусГидро совместно с привлеченными консалтинговыми компаниями к концу 2006 года. Для ее реализации на практике требовался мощный инструмент, позволяющий при этом обрабатывать огромные объемы информации.
В результате анализа существующих решений выяснилось, что готовой информационной системы, удовлетворяющей предъявляемым требованиям, на рынке не существует. По ряду причин, среди которых соотношение «цена-качество», гибкость и адаптируемость, а также поддержка национальных стандартов ведения бухгалтерского и налогового учета, в качестве основы разработки был выбран программный продукт «1С:Управление производственным предприятием 8».
По результатам тендера, исполнителем была выбрана компания «1С:Автоматизация», в активе которой успешно реализованные проекты автоматизации ОГК-2 и ОГК-6.
С декабря 2006 года по декабрь 2007 года специалистами компании «1С:Автоматизация» на базе типового функционала «1С:Управление производственным предприятием 8» в рамках требований заказчика были разработаны два крупных функциональных блока «Корпоративный учет и отчетность» и «Поддержка процессов планирования» в соответствии со стандартами ОАО «РусГидро», а также проведено пилотное внедрение разработанной системы на 5 объектах ОАО «РусГидро». В процессе пилотного внедрения были выявлены дополнительные требования к системе, отработаны процедуры внедрения, определен список рисков, возможных при тиражировании системы.
По результатам пилотного внедрения было принято решение о том, что функционал системы в целом удовлетворяет предъявляемым требованиям, однако необходимо продолжать работы по его расширению.
В начале 2008 года в связи с реорганизацией ОАО «РусГидро» и присоединения к компании 20 акционерных обществ (филиалов) было принято решение тиражировать систему на все вновь создаваемые филиалы с целью включения их в единое информационное пространство.
Работы по тиражированию системы было начаты в январе 2008 года и завершены в декабре 2008 года, в результате чего 20 филиалов компании по всей территории России и Исполнительный аппарат в Москве оказались в единой информационной системе.
Параллельно с тиражированием в этот же период осуществлялось расширение функционала системы по результатам пилотного внедрения, а также с учетом изменений в бизнес-процессах, проходивших в период завершения реорганизационных процедур в Компании.
В ходе проекта специалистами «1С:Автоматизация» проведены работы по развертыванию системы на серверах заказчика, настройке обмена данными между информационными базами филиалов и Исполнительного аппарата, обучению пользователей, загрузке начальных данных из внешних файлов. Детально описаны процессы и порядок взаимодействия Исполнителя и Заказчика по выполняемым задачам, созданы регламенты штатного и аварийного обслуживания системы, закрытия месяца, разработаны регламенты проведения аудита и выверки данных на предмет типовых ошибок закрытия периодов.
Следует отдельно отметить эффективную организацию системы поддержки пользователей. В целях решения этой задачи в рамках проекта был создан Единый Центр Компетенции, расположенный на территории одного из филиалов ОАО «РусГидро» - Саяно-Шушенской ГЭС. Специалисты Центра получают вопросы по работе с системой от конечных пользователей и отвечают на них, опираясь на информацию в инструктивных материалах, собственные знания и опыт. В случае, когда вопрос не мог быть решен силами Центра Компетенции, он передавался специалистам компании «1С:Автоматизация». Такая организация работы обеспечила быстрое реагирование на запросы пользователей, способствовала значительной экономии времени на обработку вопросов, а также исключила случаи дублирования вопросов исполнителю. Сегодня посредством Центра компетенции сотрудники компании решают как вопросы, касающиеся работы в информационной системе, так и множество других вопросов по текущей рабочей деятельности.
К наиболее значимым результатам проекта можно отнести:
 оптимизация процессов планирования и согласования бюджетов за счет определения формата документов планирования в процессе работы с ними и автоматизации пошагового метода формирования и согласования бюджетов;
 планирование и ведение учета по всем активам и обязательствам в аналитике, позволяющей покрывать интересы и предоставлять практически любую информацию по запросам менеджеров и внешних пользователей;
 унификация и автоматизация всех основных учетных процедур;
 формирование прозрачной и достоверной консолидированной отчетности, которая обеспечивается наличием автоматической проверки корректности отражения учетных данных на регистрах системы и их миграции между информационными базами;
 автоматизированное ведение параллельного налогового учета и формирование налоговой отчетности, отложенных активов и обязательств с формированием постоянных и временных разниц;
 существенное сокращение времени на выполнение регламентных процедур по закрытию отчетного периода в бухгалтерском и налоговом учете;
 поэтапное планирование, фактическое исполнение и контроль договорных обязательств с контрагентами;
 оперативное отражение и контроль фактического исполнения планов с момента формирования резервов закупок и платежей до момента отражения фактических операций в бухгалтерском учете;
 автоматизация процесса взаиморасчетов между обособленными подразделениями по всем активам и обязательствам с реализацией контроля состояния взаиморасчетов на всех стадиях процесса;
 ограничение функциональности системы для пользователей в соответствии с должностными инструкциями и сохранение конфиденциальности плановой и учетной информации компании за счет реализованной системы разграничения прав доступа.

В результате проекта, руководство компании получило единую централизованную информационную систему корпоративного учета, отчетности и планирования, позволяющую за счет специально разработанного универсального механизма обмена и синхронизации данных консолидировать плановую и учетную информацию исполнительного аппарата и 20 филиалов по всей территории России.
Построенная информационная система находится в постоянном процессе развития, поддерживая изменения всей системы корпоративного учета и финансово-экономического управления. В ходе проекта между проектными командами «РусГидро» и «1С:Автоматизация» сложились партнерские дружеские отношения, что позволяет оперативно решать любые возникающие в процессе сопровождения вопросы.

Проект в цифрах:
21 объект автоматизации;
более 1 300 автоматизированных рабочих мест;
более 250 000 хозяйственных операций в месяц;
22 распределенных информационных базы с периодичностью обмена 2 часа;
2 вида планов обмена;
15 курсов обучения по работе с подсистемой «Бухгалтерский и налоговый учет»
17 курсов обучения по работе с подсистемой «Поддержка процессов планирования» для экономистов.

Кренева Надежда Анатольевна, Директор по экономике ОАО «РусГидро»:

«Созданная информационная система на основе «1С:Управление производственным предприятием 8» соответствует нашим требованиям и позволяет своевременно формировать и согласовывать корпоративные бюджеты. Благодаря работе проектной команды, состоящей из специалистов ОАО «РусГидро», ООО «1С Автоматизация», консалтинговых компаний «Карана» и «Тор-Аудит», мы получили мощный инструмент, необходимый для принятия управленческих решений и контроля деятельности предприятия на всех уровнях управления.
Выражаем благодарность сотрудникам ООО «1С Автоматизация» за профессиональный подход к реализации такого масштабного проекта".


Отто Ольга Валентиновна, Начальник Департамента корпоративного учета и отчетности ОАО «РусГидро»:
«Построение единой корпоративной информационной системы существенно повысило эффективность учета в компании, обеспечило эффективное и оперативное взаимодействие между обособленными подразделениями компании, позволило получать достоверную и прозрачную бухгалтерскую и налоговую отчетность, формировать консолидированную отчетность. Автоматизация корпоративного учета в совокупности с существующими в компании регламентами позволила унифицировать учетные процедуры и повысить контроль их исполнения.
Сотрудники компании «1С:Автоматизация» показали достойный уровень компетенций и выполнили работы качественно и в обозначенные нами сроки.»
1С:Автоматизация
1С:Автоматизация
Москва, ул. 1-ая Энтузиастов, дом 12-А, Тел./факс: (495) 956 2647 (многоканальный) ,
samy@1s-a.ru
http://www.avtomatizator.ru/