10 успешных кейсов выхода компаний из кризиса

12 Августа 2009
Как показывает практика, успех или неудача в выходе из кризиса во многом определяются тем, как компания определяет для себя ответ на 4 ключевые вопроса: Каков масштаб бедствия? Как быть готовым к любому будущему? Как улучшить прибыль и денежные потоки? Как реагировать на стратегические изменения?

Консультанты Strategy Partners проанализировали действия международных и российских компаний во время следующих кризисов экономики:
• экономическая рецессия 1990-1991 годов в США
• Азиатский финансовый кризис в странах Южной и Восточной Азии в июле 1997 г.
• экономический кризис в России в 1998 году
• мировой финансовый кризиса 2008 года.

Что определяет поведение компании в кризис.

Каждая компания во время кризиса задается рядом вопросов, неправильный ответ на которые может быть критичен:
1. Каков масштаб бедствия, которые несет кризис компании?
Нужны ли экстренные меры? Ситуация в компании хуже или лучше чем у других? Устойчиво ли финансовое положение компании? Нужно ли компании перепозиционирование, оптимизация или изменение бизнес-модели?
2. Как компании подготовиться к любому будущему?
Сколько нужно ждать, чтобы прояснилась ситуация? Как сократить время на анализ ситуации? Как ускорить принятие антикризисных решений в компании?
3. Как улучшить прибыль и денежные потоки?
Как сократить затраты наиболее эффективно и с наименьшими негативными последствиями? С чего начать? Какие меры работают быстрее и с наименьшими рисками? Как сокращать затраты на персонал – чему отдать приоритет – сокращению сотрудников или зарплаты?
4. Как реагировать на стратегические изменения?
Как заметить открывающиеся возможности? Как использовать возможности с наименьшим риском? Как проводить слияния и поглощения?

Как показывает практика, от того, удастся ли компании найти правильный ответ на перечисленные выше вопросы, зависит успех или неудача в преодолении кризиса.

Оптимальная последовательность действий любой компании во время кризиса такова. Сначала - сжатие бизнеса для того, чтобы в условиях падения спроса обеспечить его выживаемость и высвободить дополнительные денежные средства (сокращение издержек, избавление от неэффективных или непрофильных направлений и активов). Затем – интенсивное развитие в новой бизнес-модели или развитие новых привлекательных направлений.

Однако, для того, чтобы определиться с набором конкретных инструментов, которые позволят компании не только не упустить открывающиеся возможности, но и использовать их для усиления позиций компании на рынке, нужна стратегия.

Чаще всего компании использовали одну из четырех стратегий выхода компаний из кризиса:

• Смена позиционирования
• Пересмотр портфеля бизнесов, концентрация на основной деятельности
• Инвестирования в инновации
• Слияния и поглощения

Реализовывая каждую из стратегий, компании применяли широкий спектр инструментов. Так, процессам слияний и поглощений зачастую предшествовала реструктуризация существующих бизнесов и вывод непрофильных активов.

Консультанты Strategy Partners приводят примеры 10 успешных стратегий выхода из кризиса, беря во внимание тот элемент стратегии, который оказался ключевым. Это компании – «Коркунов», Subaru, Arrow, YTL Power, San Miguel, Alaska Milk Corporation, HANA Electronics, HANA Electronics, BestBuy, Samsung Electronics.
Консультанты Strategy Partners
Strategy Partners
+7 (495)730 77 47,
marketing@strategy.ru
http://strategy.ru/researches/5/